Петр стрижет бороды боярам

Игорь Трибукин предлагает статью на тему: "петр стрижет бороды боярам" с профессиональным и доступным описанием.

Почему Петр I велел рубить бороды боярам?

5 сентября 1698 года, великим и могущественным царем всей Руси Петром I, был издан указ: рубить бороды. Первым делом этот указ касался бояр, купцов, военачальников, но не обошел стороной он и остальных горожан мужского пола. Не распространялось повеление царя лишь на священнослужителей и частично мужиков, так как они могли носить бороды, но только находясь в деревнях. Знать петровской Руси пришла в ужас от нововведения. Так почему же Петр I велел брить бороды боярам?

В наши дни рассуждать о таком вопросе как бритье бороды кажется смешным. Однако если посмотреть на жизненные устои средневековой Руси, становится понятным, что вопрос ношения бороды был крайне важным. Этому способствовал особый уклад жизни, в котором борода считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости. Некоторые бояре, имевшие огромные дома и большое количество крепостных мужиков завидовали тем, у кого богатство было поменьше, но они имели длинные и пышные бороды.

Картина “Бояре” Автор: Павлов П. В., 2007 г., холст, масло

Русь XYII столетия оставалась «бородатой» в то время как ее царь Петр I никогда не носил бороды и считал стародавний русский обычай смешным. Он, частый гость различных западноевропейских стран, был хорошо знаком с абсолютно другой культурой и модой. На Западе бород не носили и над русскими бородачами насмехались. Петр оказался солидарным с этим мнением. Поворотным моментом стало полуторагодовалое путешествие русского царя инкогнито с Великим посольством по Европе. После возвращения с Великого посольства Петр больше не мог смиряться с «устаревшим» образом жизни Руси и решил бороться не только с внутренним, но с внешним его проявлением. Приобщение дворянства к светской европейской культуре началось с бритья бород, которым собственноручно занялся Петр I.

Царь Петр рубит бороды своим боярам. Лубочная картина.

Летописцы сентябрьских событий 1698 года по-разному описывают встречу Петра I с дворянами, однако, окончание всех рассказов одинаковое. Пришли дворяне к царю с пышными длинными бородами и гордо поднятыми головами, а ушли безбородыми и растерянными. Некоторые представители знати пытались сопротивляться европеизации, но боясь попасть в немилость царя, в конце концов, подчинились его воле. Многие из обритых бояр, прятали свои обрезанные бороды и усы в карман и хранили их. После, завещали своим родным положить их красу и гордость вместе с ними в гроб. Впрочем, самым упрямым «бородачам» было разрешено оставить бороду – при условии уплаты ежегодного налога.

Такой медный “Бородовой знак” выдавался после уплаты налога и давал право носить бороду в течении года.

Кроме отрицательного отншения к ношению бороды, Петр Великий привез из Европы и другие ценные познания, внедряя их у себя в царской России, Петр смог прорубить “окно в Европу”.

Налог налицо. Почему Петр Первый брал деньги за бороды?

5 сентября 1689 года русский царь ввел пошлину на ношение бороды.

Эпоха правления русского царя Петра Алексеевича, более известного, как Петр I или Петр Великий, была наполнена многими реформами, преобразовавшими Россию. Тут и коренное изменение в государственном аппарате, фактическая постановка церкви под жесткий контроль светской власти, изменения в календаре, создание флота, строительство Петербурга, перенос столицы и многое-многое другое.

Остриженные монархом

Однако едва ли не первое, о чем вспоминают, говоря о временах Петра – это о его беспощадной борьбе с бородами. Введение налога на бороды представляют едва ли не как самое яркое свидетельство насильственной европеизации, проводимой царем.

Действительно, налог на бороды появился в России после возвращения царя из поездки в Европу. В августе 1689 года Петр I выпустил указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», согласно которому с Нового года (начинавшемуся в то время на Руси 1 сентября) запрещалось ношение бород.

Введение этой меры было обставлено эффектно: 26-летний царь собрал бояр, потребовал принести ножницы, и тут же собственноручно отстриг бороды у представителей нескольких знатных родов, чем поверг их в шок.

Далее процедура стала набирать обороты: на званом обеде у боярина Шеина, устроенном в честь Нового года, честь стричь бороды была представлена царскому шуту.

Можно усомниться, что новые порядки были таким уж откровением для приближенных Петра Алексеевича: зная о его замыслах по европеизации страны, они успели к происходящему морально подготовиться.

А вот для простого люда насильственное лишение бород действительно стало неожиданностью. Впрочем, для любителей подобного украшения лица была оставлена лазейка – 5 сентября 1689 года был издан указ, который предписывал брить бороды и усы людям любого чина, кроме попов и дьяконов, а с тех, кто этого делать не пожелает, брать пошлину.

Борода как источник финансов

Недовольство в обществе было сильным. Для старообрядцев нововведение и вовсе стало подтверждением «дьявольской сущности новой власти». Кое-где доходило до прямого сопротивления властям, которое, впрочем, безжалостно подавлялось.

Наиболее психически неустойчивые мужчины, лишенные бороды, совершали самоубийство.

Глухое сопротивление церкви нововведениям выражалось в том, что безбородых попросту не благословляли в церкви, что в набожной допетровской России было настоящей катастрофой.

Тем не менее, энергичный царь успешно гнул свою линию. Объяснялось это тем, что за введением пошлины на бороды стоял и финансовый интерес государства.

Количество обеспеченных граждан, желавших сохранить бороду, было достаточно велико для того, чтобы приток средств казну был ощутимым. А деньги Петру I были очень нужны: ведение войн и строительство флота обходились чрезвычайно дорого.

Поэтому, помимо налога на бороды, пошлиной обложили печи, сапоги, дрова, бани и многое другое.

По рецепту Генриха VIII

Кстати, Петр Алексеевич не был первооткрывателем по части введения пошлины на бороду. Первым такую меру использовал английский король Генрих VIII в 1535 году, примеру которого последовала его дочь Елизавета I, обложившая пошлиной любую бороду, растущую на лице более двух недель.

Петр I оказался в своих действиях более последователен – постепенно новые нормы охватили всех подданных. В 1699 году был введен специальный бородовой знак, который выдавался тому, кто расплатился с государством за ношение растительности на лице.

Сам царь освободил от выплаты пошлины только двух человек – московского губернатора Тихона Стрешнева, пользовавшегося личным расположением Петра, и пребывавшего в преклонном возрасте боярина Михаила Черкасского.

В январе 1705 года пошлина на бороды была систематизирована по разрядам в зависимости от сословия: царедворцы, городовые дворяне и чиновники должны были ежегодно платить астрономическую для того времени сумму в 600 рублей, купцы – 100 рублей, посадские люди – 60 рублей, слуги, ямщики, и прочие городские чины – 30 рублей. Крестьянам было чуть проще – ежегодной пошлины с них не брали, однако каждый визит в город обходился им по цене 1 копейка с бороды.

В 1715 году была введена единая пошлина в 50 рублей. К этому времени, помимо крестьян и духовенства, бороде оставались верны только очень набожные и обеспеченные люди, а также раскольники. Им предписывалось вместе с бородой носить старомодное платье, в котором в обществе они выглядели откровенно вычурно. Те же, кто нарушал это правило, могли ожидать скорых санкций – ведь по царскому указу тому, кто донесет на нарушителя с бородой, полагалась половина от суммы штрафа. Отсутствие средств у бородача оправданием не считалось – его ждала каторга, где надлежало трудиться до полной уплаты штрафа.

Послаблений бороде сделано не было и после смерти Петра – следующие правители, включая его дочь Елизавету Петровну, подтвердили «антибородное» законодательство.

В обществе пошлина на бороды у передовой интеллигенции вызывала примерно такое же раздражение, какое у современных либералов вызывают документы, ограничивающие гей-пропаганду. В 1757 году немного подразнил власти сам Михаил Васильевич Ломоносов, создавший «Гимн бороде». Царственная особа недовольно погрозила гению пальчиком, на чем история и закончилась.

Еще статьи:  Муж начал растить бороду

Лишь Екатерина Великая в 1772 году отменила пошлину на бороды, просуществовавшую семь десятилетий. Впрочем, к этому моменту результат был достигнут – поголовное ношение бород у русских мужчин ушло в прошлое. Борода окончательно превратилась в атрибут священничества и отсталого крестьянства.

При этом, несмотря на отмену пошлины, в эпоху Екатерины II ходить с бородой могли далеко не все. Это, например, не разрешалось государственным чиновникам, военным и придворным.

В эпоху Николая I не могли себе позволить бороду чиновники, военные и студенты. Вообще неписанные правила николаевской эпохи давали право на бороду людям в почтенном возрасте, а бороды у молодежи, мягко говоря, не поощрялись. Появилось, правда, некое послабление у военных – офицером некоторых родов войск разрешались усы и бакенбарды.

Последний царский указ на тему бород был издан уже в начале XX века, в 1901 году: император Николай II своей высочайшей волей разрешил ношение бород, усов и бакенбардов юнкерам.

Отголоски петровских мер сохраняются и по сей день. Например, борода не полагается большинству военнослужащих. Разрешены, да и то далеко не всем, только усы.

Кстати, в годы Великой Отечественной войны именно борода была заметным отличием между бойцами регулярной Красной Армии и партизанами. Этот характерный внешний признак воспел Леонид Утесов в своей знаменитой песне «Партизанская борода».

Статья по теме: Как стричь бороду →

Литературно-исторические заметки юного техника

29 августа 1698 года (320 лет назад) вышел указ Петра I «Бороду брить»

29 августа (19 августа по старому стилю) 1698 года вышел знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с нового года – с 1 сентября (11 сентября по новому стилю) ношение бород. Получается, что настоящим днём запрета бород следует считать 11 сентября, но, по приезде из своего заграничного путешествия, Пётр I, не дожидаясь нового года, собственноручно остриг бороды и обрезал полы длинной одежды у нескольких своих приближённых. Под горячую руку государю попались первый генералиссимус Шеин, кесарь Ромодановский и другие царедворцы.

При этом царь так объяснил свою решимость приобщить бородачей к цивилизации: «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов» (Русский архив, 1884. Т. 3, стр. 358).

Пётр даровал привилегию беспошлинного ношения бороды только московскому губернатору Тихону Стрешневу в силу хорошего к нему отношения, боярину Черкасскому из уважения к его преклонным годам и патриарху Адриану в силу его сана.

По случаю празднования нового года, 1 (11) сентября был дан званый обед у боярина Шеина, на котором присутствовал сам царь. За обедом, в соответствии с указом от 29 (19) августа бороды резал не сам Пётр, а царский шут.

Запрет на ношение бороды вызвал бурное недовольство во всех слоях общества. Были зафиксированы случаи массового неповиновения и даже самоубийств по этому поводу не только среди духовенства или старообрядцев, но и в светской среде. «Босое рыло» вступало в конфликт с культурными традициями и религиозными нормами: церковь считала бритьё бород грехом и не благословляла безбородых.

Брадобритие было официально запрещено правилами VI Вселенского Собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион) и святоотеческими писаниями (творения св. Епифания Кипрского, св. Кирила Александрийского, бл. Феодорита, св. Исидора Пилусиота. Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (Никона Черные Горы, сл. 37; Номоканон, пр.174). Святые отцы считали, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство внешним обликом, который Творец дал человеку, оттуда возникает желание «поправить» Бога. Не случайно на иконах без бород и в коротком платье изображались лишь слуги дьявола (бесы), противные Богу.

Первоначально пользы от запрета на бороды державе почти никакой не было: штрафы с бородатых должны были брать, но де-юре это пока не отрегулировали. В 1699 году для подтверждения уплаты пошлины ввели специальную квитанцию об оплате в виде медного жетона – бородовой знак. До наших времен сохранились три вида бородовых знаков: 1699, 1705 и 1725 года. Всех их объединяло изображение на лицевой стороне бороды и надпись над ней «ДЕНГИ ВЗѦТЫ». Экземпляр бородового знака 1699 года известен в единственном экземпляре, его можно найти в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

С годами знак претерпел несколько изменений – к нему добавился двуглавый орёл на обороте, появились разные варианты чеканки на знаке – отметки об оплате пошлины на следующий год, что помогало продлить срок службы знака ещё на год. Такие надчеканенные бородовые знаки стали использоваться в качестве платёжного средства, в связи с чем стали называться «бородовой копейкой».

Одной из причин, по которой был введён налог на бороду – дефицит государственного бюджета в преддверии Северной войны. Помимо бороды были обложены пошлиной и другие объекты повседневной жизни – бани, печные трубы, сапоги, дрова.

Новым указом 16 января 1705 года «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяков, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков» была установлена разрядная сетка налогов.

Существовало несколько тарифов: с царедворцев и с дворовых и с городовых и всяких чинов служилых и приказных людей по 60 рублей с человека; с гостей и гостиной сотни первыя статьи по 100 рублей с человека; средней и меньшей статьи, которые платят десятые деньги меньше 100 рублей, с торговых и посадских людей по 60 рублей, третья статья, с посадских же и с боярских людей и с ямщиков и с извозчиков и с церковных причётчиков, кроме попов и дьяконов, и всяких чинов с московских жителей по 30 рублей с человека в год. Кстати, 30 рублей в тот период составляли годовой оклад пешего воина, поэтому борода стала очень дорогим удовольствием.

Не платили пошлину только крестьяне, но каждый раз за въезд и выезд из города отдавали по 1 копейке «с бороды». Это способствовало тому, что образ русского мужика с бородой оставался неизменным на всем протяжении языческой и христианской России, вплоть до начала XX века.

С 1715 года была введена единая пошлина для всех сословий — налог на православных бородачей и раскольников в размере 50 рублей в год. При бороде полагался обязательный старомодный мундир. Каждый, кто увидел бородача не в указанной одежде, мог донести начальству и получить половину штрафа и одежду в придачу. Если бородач не был способен уплатить штраф, его высылали на каторгу отрабатывать требуемую сумму.

В послепетровскую эпоху бороды разрешили не сразу. Дочь Петра Елизавета подтвердила указы о брадобритии, что вызвало в обществе неоднозначную оценку. Так, в 1757году М. В.Ломоносов даже написал оду запрещенному атрибуту – «Гимн бороде», чем вызвал негодование царицы.

Эпоха тотального запрета на бороду ушла только в конце XVIII века. Екатерина II отменила пошлину 6 апреля 1772 года, но с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».

В XIX веке по-прежнему дворянству, чиновникам и студентам надлежало брить бороду. Лишь офицерам некоторых родов войск разрешалось отпускать усы. В царствование Николая I ношение бороды разрешалось только крестьянам и лицам свободных состояний, достигшим более или менее почтенного возраста. Борода и усы на лице молодого человека, не принадлежащего к духовенству, воспринимались как признак вольнодумства или вызов обществу. Вспомним знаменитого бунтаря М. В. Буташевича-Петрашевского, который, будучи чиновником МИДа, отрастил и бороду, и усы и длинные волосы, а также разгуливал по Петербургу в шляпе «о четырёх углах» или вовсе – в женском платье.

Еще статьи:  Эпиляция бороды у мужчин воском отзывы

Между тем, чиновники всех гражданских ведомств вплоть до конца XIX века обязаны были гладко выбривать всё лицо. Только те из них, кто уже успел несколько повыситься на иерархической лестнице, могли позволить себе ношение коротких бакенбард около ушей, и то лишь при благосклонной снисходительности начальства.

Однако для офицерства и представителей податных сословий борода и усы являлись делом вкуса. Так, купца и крестьянина на улице всегда можно было узнать по окладистой бороде. Огромную окладистую бороду носил, как известно, герой Плевны и Шипки «белый генерал» М. Д.Скобелев.

После эпохи Петра I первым бородатым монархом стал славянофильствующий Александр III. В его царствование мода на бороду прочно закрепилась как при дворе, так и в военно-чиновничьей среде. С окладистыми бородами a la mujik теперь щеголяли не только военные, но и служащие министерств, статские чиновники государственных ведомств, учителя, врачи, студенты.

С воцарением Николая II бороды военных и чиновников заметно укоротились и обрели более аккуратные формы. Представители низких сословий (мещане и вчерашние крестьяне городские пролетарии) напротив, всё чаще делали добровольный выбор в сторону бритья. И это не удивительно: борода городского жителя, стремящегося отличаться от мужика-«деревенщины», требовала постоянного ухода. Кроме того, длинная борода представляла неудобство, а то и опасность для ремесленника или рабочего на производстве.

Последним царским указом, поставившим точку в истории бороды в России, стало распоряжение от 27 марта (9 апреля по новому стилю)1901 года, которое разрешило носить бороды, усы и бакенбарды даже юнкерам.

Интересно, что аналогичные налоги и запреты на бороды существовали в разное время и в Европе.

Похожие налоги были введены в Англии и Франции в XVI веке. Во Франции конца XVII века бородачей не пускали в залы заседаний судов, к обвиняемому, пока не сбреет бороду, не приглашали адвоката и т. д. Новый свет также не отличался либерализмом. Например, в американском штате Mассачусетс в 1830 году появление с небритой физиономией в публичном месте каралось тюремным заключением.

Сегодня налог на бороду потерял свою актуальность. Однако многие продолжают платить за возможность носить бороду. Достаточно распространенным явлением в наши дни является невозможность устроиться на высокооплачиваемую работу, имея бороду или длинные волосы. Эта «комиссия» за ношение бороды и стала своеобразным «налогом», только фискальную палочку государство передало бизнесу. Полная отмена «налога» на бороду возможна только со сменой парадигмы гладковыбритого успеха.

почему петр 1 заставлял рубить бороды

Как известно, Петр I был очень сильной личностью, волевым и очень ярким человеком. Все его правление ознаменовано нестандартными поступками, многие из которых превратились в мифы, легенды и даже байки, с легким налетом юмора.


Лубок, запечатлевший процесс бритья бород,
как он выглядел с точки зрения простого народа.

Одним из таких “деяний” Петра I стало “бритье бород”. Как известно 5 сентября 1698 года царь Всея Руси Петр I велел стричь боярам, купцам и другим слободским людишкам бороды и даже собственноручно отрубил топором несколько бород. Но дело в том, что это для нас, жителей 21 века этот эпизод отечественной истории кажется забавных и анекдотичным. Для русского мужика 18 века “бритье бород” было равносильно краху мировых устоев и рушению всех основ мироздания. Отношение к бороде было сакральным и очень серьезным, что вылилось в народный гнев и возмущение. Факт утраты бород нашел даже отражение в летописях, где, как известно, описываются только самые важные события. Вот и соликамские летописцы подробно запечатлели на бумаге это событие, благодаря чему мы имеем в истории очень яркую и живописную страницу. Вот как все происходило…

В любом городе или деревне центром не только церковной, но и светской жизни, была церковь. В больших городах это были соборы. Соликамский Троицкий собор также был центром духовной и общественной жизни города. В нем шла повседневная церковная служба, служились молебны, приносили клятвы при вступлении в должность городские головы и бургомистры. Зачитывались царские указы — о начале войны, о победе над врагом, о рождении наследника престола и прочие, некоторые из них даже приводились в исполнение. Например, тот самый указ Петра I о бритье бород был зачитан в храме после обедни и тут же исполнен. Соликамская летопись сообщает:


соликамские купцы выходили на
крыльцо Троицкого собора уже без бород

«Дождавшись первого воскресенья, градоначальник шлет к жителям Соликамска повестку явиться к обедне в собор: есть-де указ от двора государева такой, который должны выслушать все и после неведением его отнюдь себя не оправдывать. Когда богослужение было совершено, воевода велит народу приостановиться, сам всходит на амвон и громко прочитывает роковую бумагу за подписью «Петр» . Ужас взял православных, сведавших, чего требует император. Лишь только огорченная толпа поворотила к дверям церкви, вдруг встретила насилие. Солдаты схватывают каждого взрослого мужчину: один из стражей держит за руки, другой остригает ему усы и бороду, третий, припавши вниз, обрезывает полы кафтана выше колен. У редких жертв достало смелости оборонять свое лицо и платье; большая часть несчастных, не обращая внимания на гибель наряда, торопилась ловить валившиеся из-под ножниц клочья волос и прятать. Позднее многие завещали положить с собою в гроб свои бороды» .

А причиной была мода, да, да та самая мода.. .

Пётр I заставил страну жить в другом темпе; её новому ритму, изменившемуся образу жизни мало соответствовали длинные, сдерживающие движение одежды. Так же, впрочем, как и бороды едва не до пояса. И Пётр I открыл дорогу моде, в частности немецкой.

И повелел царь «бороды брить, отменил старинные, русские одеяния и вместо длинных платьев заставил мужчин немецкие кафтаны носить, а женщин, вместо телогреи, бострги, юбки, шлафроки и саманы, вместо подкалков, фонтанжами и корнетами голову украшать» .

САМЫЙ НЕЛЕПЫЙ И АБСУРДНЫЙ НАЛОГ ПРИ ПЕТРЕ I

Петр I всегда был неординарной личностью. Великий царь обожал власть во всех ее проявлениях, стирая любые грани допустимого.

Несмотря на всю свою жесткость и суровость, а также массу противоречий, эпоха правления Петра I отмечается резким подъемом, преобразовавший Россию. Надо отдать должное — старался царь больше для России, хотел и верил, что не забудет страна всех его достижений. А ведь именно при нем произошли изменения в календаре, появился флот, был построен Петербург, перенос столицы и многое-многое другое.

Не обошлось конечно и без причуд. И самая главная из них — налог на бороду. Его беспощадная борьба с «бородатой Русью» закончилась тем, что 5 сентября 1689 года русский царь ввел пошлину на ношение бороды. Напомню, что на тот момент царю было всего 26 лет и он только-только вернулся из очередного турне по Европе. Молодой, горячий, вспыльчивый царь тут же принялся собственноручно отрезать бороды боярам. Представляю ужас на лицах тех, кто попал под руку обезумевшему фанату гладко выбритого лица и шеи.

Спрашивается — не комплексовал ли 26 летний Петр, находясь постоянно в окружении уверенных в себе «бородатых» бояр. Быть может причиной его бесцеремонной выходки было то, что его редкая щетина не могла конкурировать с неотъемлемой старорусской традицией — всем мужикам носить бороды. Ведь на Руси именно борода придавала значимость в обществе, символ мужества и мужской силы.

Северные славяне, носили и чтили бороды с незапамятных времен, задолго до принятия христианства. На Руси считалось, что у каждого мужчины должна быть борода, т. к. она была признаком мужественности, мудрости и силы. Ей придавали очень большое внимание, оберегали ее, ухаживали за ней. Доходило до того, что если у человека была некрасивая оборванная борода, то его считали неполноценным человеком. Не было худшего оскорбления, чем плевок в бороду. А еще считалось весьма позорным – сбривать бороду. Знал ли это Петр, что своим неуважением к русской традиции — носить бороду, он одним махом и оскорбит и опозорит всех бородачей на Руси? — ответ вполне очевиден. Знал, предвидел и хотел сделать то, что его всегда смешило и раздражало.

«Введение налога на бороды представляют едва ли не как самое яркое свидетельство насильственной европеизации, проводимой царем».

Действительно, налог на бороды появился в России после возвращения царя из поездки в Европу. В августе 1689 года Петр I выпустил указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», согласно которому с Нового года (начинавшемуся в то время на Руси 1 сентября) запрещалось ношение бород.

Еще статьи:  Парень с бородой обнимает девушку

«Стрижка длинных пол и бород при Петре I» Сергей Ефошкин

Введение этой меры было обставлено эффектно: 26-летний царь собрал бояр, потребовал принести ножницы, и тут же собственноручно отстриг бороды у представителей нескольких знатных родов, чем поверг их в шок.

КАК ОБСТОЯЛИ ДЕЛА С БОРОДОЙ ДО ПЕТРА I

Обычай носить бороды не имел у нас религиозного культа до X века. Бороду носили и чтили без участия церковного авторитета. Но с Х века Русь принимает Крещение. По примеру византийского духовенства, на Руси принимают апологию бороды, указывая на древних библейских пророков и Христа с апостолами. Т. е. получилось так, что Православная Церковь ещё более утвердила народную традицию ношения бороды и освятила этот обычай, вследствие чего борода делается символом одновременно и русской веры и русской национальности.

Как настоящая святыня, борода охранялась государством. Так, Ярослав Мудрый установил штраф за нанесение ущерба бороде. Древнерусские князья, желая оскорбить посла, приказывали брить ему бороду.

Еще Иван Грозный говаривал, что бритье бороды есть грех, который не смоет кровь всех великомучеников. Раньше священники на Руси отказывали в благословении безбородому. А патриарх Адриан сказал так:

«Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее».

Причиной случаев бритья бороды часто был содомский грех или просто блудная страсть, поэтому бриться было прямо запрещено. Порицание бритья бороды и усов вызывалось, помимо приверженности к старине, еще и тем, что бритье бород и усов ассоциировалось с пороком мужеложства, стремлением придать своему лицу женский облик.

В эпоху Смутного времени и в XVII веке бритьё бороды считалось западным обычаем и ассоциировалось с окатоличиванием. Например, Лжедмитрий I брился. Отсутствие у него бороды рассматривалось как измена православной вере и доказательство самозванства. Когда же во времена царя Фёдора Алексеевича среди русских бояр усилилась склонность к бритью, патриарх в ответ на это заявил: «Брадобритие есть не только безобразие и бесчестие, но грех смертный». Кстати, в средние века закрепилось поверье, что если встретишь безбородого мужчину, то он плут и обманщик.

ПЕТР I И ЕГО БОРОДАТАЯ РЕФОРМА

Мы уже выяснили, что сбривание бороды шло вразрез с традиционными православными представлениями о мужской красоте и образе, достойном человека, поэтому нововведение вызывало массовые неодобрения и протесты. Пётр I же устроил гонения несогласных и вплоть до смертной казни за неповиновение брить бороду. Нашим предкам приходилось сражаться не на жизнь, а насмерть. Были подняты восстания по всей Сибири, которые впоследствии были подавлены войсками. За восстания и неповиновение царю людей вешали, четвертовали, колесовали, сжигали на кocтpax и сажали на кол.

В итоге, видя такое сопротивление в народе, Пётр I в 1705 году заменил свой закон на другой «О бритии бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые его исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков», согласно которому с носящих бороду мужчин взималась особая пошлина, уплатившим её выдавалась специально отчеканенная бона — бородовой знак.

Бородовой знак 1705 года, Новодел, фото: rarecoins. ru

Только Екатерина II отменила плату с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».

В 1863 году Александр II отменил «бородовые» запреты.

ПОСЛЕПЕТРОВСКИЙ ПЕРИОД

Вопрос бороды с XVIII века постоянно являлся предметом государственных указов. Поставил точку в этом вопросе император Александр III, личным примером, как и его сын — Николай II, доказавший, что борода и усы — это дань русским традициям и обычаям.

Со времен Петра I, насадившего в России чуждые Православию обычаи, в России настолько укоренилось брадобритие, что сегодня ношение бороды вызывает непонимание и неодобрение. Зачастую человека, сохраняющего христианский образ, могут не принять на работу, требуя, чтобы он сперва побрился. Учитывая это печальное обстоятельство, духовные отцы наставляют христиан не следовать прихотям мира сего, но бояться прогневать Господа.

ЛЮБОПЫТНО, НО ФАКТ…

• Кстати, Петр Алексеевич не был первооткрывателем по части введения пошлины на бороду. Первым такую меру использовал английский король Генрих VIII в 1535 году, примеру которого последовала его дочь Елизавета I, обложившая пошлиной любую бороду, растущую на лице более двух недель.

• Последний царский указ на тему бород был издан уже в начале XX века, в 1901 году: император Николай II своей высочайшей волей разрешил ношение бород, усов и бакенбардов юнкерам.

• Отголоски петровских мер сохраняются и по сей день. Например, борода не полагается большинству военнослужащих. Разрешены, да и то далеко не всем, только усы.

• Кстати, в годы Великой Отечественной войны именно борода была заметным отличием между бойцами регулярной Красной Армии и партизанами. Этот характерный внешний признак воспел Леонид Утесов в своей знаменитой песне «Партизанская борода».

• Интересно бы заглянуть в глаза 26 летнему Петру I, если бы его приказа ослушался самый доблестный и бесстрашный бородач — богатырь и защитник земли русской Илья Муромец. Жаль только жили они в разное время…

Почему Петр I велел рубить бороды боярам

5 сентября 1698 года, великим и могущественным царем всей Руси Петром I, был издан указ: рубить бороды. Первым делом этот указ касался бояр, купцов, военачальников, но не обошел стороной он и остальных горожан мужского пола. Не распространялось повеление царя лишь на священнослужителей и частично мужиков, так как они могли носить бороды, но только находясь в деревнях. Знать петровской Руси пришла в ужас от нововведения. Так почему же Петр I велел брить бороды боярам?

Русь XYII столетия оставалась «бородатой» в то время как ее царь Петр I никогда не носил бороды и считал стародавний русский обычай смешным. Он, частый гость различных западноевропейских стран, был хорошо знаком с абсолютно другой культурой и модой. На Западе бород не носили и над русскими бородачами насмехались. Петр оказался солидарным с этим мнением. Поворотным моментом стало полуторагодовалое путешествие русского царя инкогнито с Великим посольством по Европе. После возвращения с Великого посольства Петр больше не мог смиряться с «устаревшим» образом жизни Руси и решил бороться не только с внутренним, но с внешним его проявлением. Приобщение дворянства к светской европейской культуре началось с бритья бород, которым собственноручно занялся Петр I.

Летописцы сентябрьских событий 1698 года по-разному описывают встречу Петра I с дворянами, однако, окончание всех рассказов одинаковое. Пришли дворяне к царю с пышными длинными бородами и гордо поднятыми головами, а ушли безбородыми и растерянными. Некоторые представители знати пытались сопротивляться европеизации, но боясь попасть в немилость царя, в конце концов, подчинились его воле. Многие из обритых бояр, прятали свои обрезанные бороды и усы в карман и хранили их. После, завещали своим родным положить их красу и гордость вместе с ними в гроб. Впрочем, самым упрямым «бородачам» было разрешено оставить бороду – при условии уплаты ежегодного налога.

Какому известному боярину Петр Первый состриг бороду первым?

Когда Петр Первый начал стричь боярские бороды, какому известному боярину он состриг бороду первому? Кто был этот боярин и чем он прославился до пострига бороды?

Указ о запрете носить бороды Петр1 издал в августе 1698 года после возвращения из путешествия по Европе, желая многие русские традиции уподобить европейским. А 1 сентября 1698года, по случаю празднования нового года, был званный обед у боярина Шеина , где царь-реформатор положил начало исполнению своего указа. Первым боярином, “попавшим под раздачу” оказался сам хозяин праздника – первый генералиссимус России Шеин.

Боярин Шеин прославился в 1696 году, когда возглавил второй поход на Азовскую крепость, закончившийся победой и взятием Азовской крепости, за что Пётр1 и присвоил ему первому высшую военную награду – генералиссимус России.

Стремление сделать из восточной России европейское государство вылилось у Петра Первого в издание множества указов, реформирующих как государственное управление, экономику и финансы, флот и армию. так и быт и традиции. Один и таких указов – состригание бород, которые всегда были на Руси олицетворением силы, мудрости, знаний.

Еще статьи:  Станок для бороды и усов

Этот указ вышел в августе 1798 года после приезда Петра из Европы, а первым пострадавшим боярином был Первый генералиссимус Петра Первого Алексей Семенович Шеин – участник Крымских и Азовских походов, командующий Семеновским и Преображенским полками, подавлявший в 1698 году стрелецкий бунт. Импульсивный Петр уже на другой день после возвращения из-за границы собственноручно отрезал Шеину бороду.

С одной стороны, современники увидели в этом действии будущую опалу полководца (Петр был недоволен, что Шеин не раскрыл заговора стрельцов и царевны Софьи), но это было не так. Шеин поддержал царя-реформатора в его начинаниях (есть версия, что он сам согласился на отрезание бороды), активно включился в проведение военной реформы. В 1700 году генералиссимуса не стало, а Петр часто называл его своим учителем, а незадолго до собственной смерти Пётр хотел установить ему памятник в Александро-Невской лавре.

Интересно, что существует традиция изображать Шеина безбородым, хотя в таком виде он пробыл совсем недолго – менее двух лет.

Родился русским — плати! Как во времена Петра I делали бизнес на налогах на шапки и бороды

Российское правительство подумывает ввести налоги на велосипеды, чтобы помочь олигарху Олегу Дерипаске, попавшему в США под санкции. Бизнесмен здесь фактически выступает в роли прибыльщика — так во времена Петра I называли людей, ответственных за появление новых налогов. Исторический опыт страны в то время таков, что сегодняшнее «введение утилизационного сбора на велосипеды и велосипедные рамы» звучит не столь абсурдно, как налог на сапоги, шапки, орехи, бороды и даже сам факт рождения. В общем, у предков можно почерпнуть предостаточно идей для помощи беднеющим олигархам.

Доносители и прибыльщики

Начало XVIII века. Россия ведет изнурительную Великую Северную войну со Швецией. Линия фронта (в буквальном смысле ее тогда, конечно, не существовало) протянулась от украинских степей до карельских болот — география боевых действий, сравнимая со Второй мировой войной. Царь Пётр I поставил себе и всей стране амбициозную задачу — стать великой европейской державой и гегемоном на Балтике. Задача требовала денег. Очень больших денег. Когда в 1710 году уже после блистательной полтавской победы царь прикажет сосчитать годовые доходы и расходы казны, то выяснится: три миллиона рублей ежегодно тратится на ведение войны, и только 824 тысячи на все остальные нужды.

Петру не оставалось ничего другого, как обложить население дополнительными и косвенными налогами. Вряд ли царь хотел именно этого, но для многих образованных незнатных людей он открыл огромное пространство для финансового обогащения.

Историк Василий Ключевский писал: «Пётр обратился к небывалому средству. До той поры земной творчески-всемогущей силой государственного строения признавалась свыше вдохновляемая государственная власть. Сам Пётр долго, если не до конца жизни, разделял этот кремлевской колыбелью воспитанный взгляд. Но нужда побудила его призвать на помощь власти воспособительное средство — русский ум». Царские прогрессивные преобразования разбудили среди русских неведомое раньше явление — интерес к политике и экономике среди людей, не облеченных властью.

Ассамблея при Петре I. Фото: Станислав Хлебовский

Но вместе с мечтателями-доносителями возникли и более практичные прибыльщики. Хваткому и дерзкому человеку нужно было придумать только, где казне изыскать дополнительные средства на войну, организовать процесс, и тогда он пользовался всемерной царской поддержкой и опекой. Родоначальником прибыльщиков стал дворецкий боярина Шереметьева Курбатов. Он много путешествовал со своим хозяином по Европе, где узнал о существовании гербовой бумаги, написанные на которой документы только и имеют юридическую силу. Вернувшись в Россию, в 1699 году, Курбатов отправил царю письмо с предложением ввести в России «орлёную бумагу». Благодаря этому предложению бывший дворецкий стал крупным чиновником. Верхом его карьеры стало вице-губернаторство в Архангельской губернии. Умрёт он под следствием о казённой растрате.

Но Курбатов проложил дорогу очень многим бывшим боярским холопам. Среди них встречаются люди, которые делали головокружительные карьеры, используя государственную машину для собственного обогащения. Их судьбы во многом копировали Курбатова: за хорошую идею возносились, а потом ловились на казнокрадстве и взяточничестве, и погибали в застенках петровских тюрем. Над всеми прибыльщиками стоял всесильный Александр Меньшиков, который руководил Ингерманландской коллегией, в которую сходились многие фискальные нити со всей огромной страны. Пётр, видимо, отдавал себе отчет о существовании коррупционной сети, которую сам и создал, но в людях он ценил прежде всего верность и ум.

Плати, плати, плати

С началом войны со Швецией в России начинается бум налоговых стартапов. Каждый подобный стартап подразумевал создание отдельного ведомства в бюрократической машине во главе со стартапером. Ключевский выражался иначе: в стране началась «налоговая облава на обывателя, особенно на мелкого промышленника, мастерового и рабочего».

Налогов и сборов появляется в эти годы так много, что их вряд ли удастся перечислить. Вводятся налоги на шапки, хомуты, сапоги. Каждый ямщик был обязан платить государству 10% цены за каждую совершенную им поездку. За покос сена нужно было платить налог. За осуществление весеннего сева и уборки урожая — платить. За мельницу — платить. За печь в собственном доме — платить. За орехи, собранные в лесу, — платить. За собранные там же дрова — платить.

Пока русская армия огнём и мечом, сквозь пороховой дым, прорубала окно в Европу, в глубоком тылу появлялись всё новые и новые налоги, которые еще недавно были непредставимы. Государство решило остановить свою войну с раскольниками и сектантами. Хочешь верить в своего бога по-своему — плати. Твоя религия заставляет тебя носить бороду — плати.

Цирульник хочет расколънику бороду стричь. Атлас «Русские народные картинки». Реконструированный лубок XVII—XVIII вв. Собрание Ярославского художественного музея

Довольно быстро выбрав все идеи для новых налогов и сборов, касающихся повседневного быта, прибыльщики стали предлагать царю налоги, связанные с личной жизнью подданных. Первым это «непаханое поле» стал осваивать Парамон Старцов, глава медовой канцелярии — да-да, именно он предложил собирать налог на мёд, полученный как с домашней пасеки, так и добытый в лесу. Для увеличения собственной и государственной прибыли он предложил собирать налоги с неправославного населения страны за вступление в брак, что и было ему поручено. Потом и этого показалось мало. Была введена всеобщая пошлина на рождение. Раз ты додумался родиться русским человеком в России — плати. Самое удивительное, что ни один прибыльщик не придумал налог на смерть, ну или хотя бы на похороны. Впрочем, этим занималась церковь.

(Надо отметить, что в петровские времена в отечественной истории в налогах на личную жизнь были воплощены в жизнь не все абсурдные идеи. Так в СССР мужчины и женщины платили налог на бездетность. Причем мужчины это делали даже не будучи женатыми. Налог в народе назывался «налогом на яйца»)

Результат петровского налогового гнета был двояким. С одной стороны, богатели не только хитроумные выборщики — в казну тоже кое-что перепадало. На эти деньги ни в чем не нуждающаяся армия вела победоносную войну. Но необходимость платить на каждом шагу и за каждый вздох только раздражала обывателя. Чувствуя это, царь шёл раз за разом на понижение налогов. Громоздкая бюрократическая машина не могла достигнуть стопроцентной эффективности. Да и счастье прибыльщиков зависело напрямую от Петра. Многие из них, как уже говорилось, кончали свою жизнь на плахе. Даже Меньшиков после окончания войны находился на грани опалы из-за безвылазного казнокрадства и коррупции. За год до смерти в 1724 году Пётр отменяет большую часть введенных ранее налогов. Он мог себе это позволить — война была выиграна, Россия стала великой державой, пусть и с очень бедным населением.

Все самое важное — в нашем Telegram

У вас есть интересные новости из вашего региона? Присылайте их в наш телеграм-бот.

Петр стрижет бороды боярам

Название оружия геноцида: Стрижка бороды и кос

Еще статьи:  Стрижка бороды перевод на английский

Как используется: используется для обрезания естественного роста волос

Тип оружия: скрытое оружие массового управления сознанием

Миф: якобы для красоты и моды

История внедрения: Насильственное внедрение на территориях многих стран. В России внедрялось при самозванце Петре I. В 1698 году пятого сентября Пётр I выпустил указ, где говорилось о требовании насильственно рубить бороды. В первую очередь такое новшество относилось к боярам, купцам и военачальникам. По выражению Василия Осиповича Ключевского, Пётр I ” стриг бороды до крови, а кафтаны до непотребства “. Не распространялось повеление царя лишь на священнослужителей и частично мужиков, так как они могли носить бороды, но только находясь в деревнях. Знать петровской Руси пришла в ужас от нововведения.

В христианской вере считается, что Поп или Священник – это мирская икона Христа, который носил бороду. Значит и всем служителям церкви полагается быть бородатыми. Кроме того в Библии прямо говорится о том, нельзя стричь бороду: “Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей” (Лев. 19:27). В Библии повествуется о Самсоне, который никогда не стригся и был сильным и непобедимым до той поры, пока ему не обрезали волосы (Книга Судей. Глава 16, стихи 17-19).

В допетровской Руси верили, что человек создан по подобию Божиему, а без бород и в «иноземном платье» на иконах изображали «бесов». Поэтому «верноподданные» Петра I не спешили менять свой облик. В частности, участники Астраханского восстания 1705-1706 годов призывали «за веру и за правду постоять» — « усов и бород не брить и немецкого платья не носить ».

В Слове Мудрости Волхва Велимудра сказано: «Чем длиннее власы человека, тем больше Божьей Силы получает он, ибо Сила сия питает телеса, Дух и Душу человека, и направляет его на созидание и деяния праведников, в коих мерилом всего, Совесть является». В заповеди Бога Сварога: « Не стригите свои власы русые, власы разные, да с сединами, ибо Мудрость Божию не постигнете и здоровие потеряете ».

Борода служит накопителем духовной силы, и сбривать её допустимо лишь хорошо зная все последствия этого обряда и разумно их используя; в противном случае мужчина становится неспособным полноценно воспринимать ни этот мир, ни тем более запредельный. Именно поэтому в тюрьмах и в армии бреют наголо, лишая тем самым человека индивидуальности, особости.

В «Источнике вечного наслаждения» (гл.53) Баларама (Белый Рама), старший брат Кришны, так наставляет его:« Обрезать человеку волосы и сбрить усы и бороду – это почти всё равно, что убить его ». Вот почему российские мужи, отказавшись присягнуть на верность императору-узурпатору Петру №1 сложили поговорку: « Рубите наши головы, не трожьте наши бороды ». Противодействие пропаганде гей-культуры «брить бороды и носить немецкое платье» и отказ от принятия чужеродных традиций вылился в народные восстания по всей Рассении, которые впоследствии были подавлены войсками. Особо жестоко было подавление восстания в городе Таре, так называемый Тарский Бунт Лета 7230 (1722г). За восстание и не повиновение людей вешали, четвертовали, колесовали, сжигали на кострах и сажали на кол. Казням подвергались не только Православные Староверы-Инглинги, но и поддержавшие их Праведные христиане, Старообрядцы-Раскольники.

Согласно древним Ведам, в целом все волосы служат для накопления жизненной силы и энергетического обмена с окружающим пространством. А борода мужчины даёт возможность усилить энергетический поток, а поглаживание бороды и пощипывание усов считаются неосознанными попытками оградить внутренний мир их владельца от чужого воздействия. В ведах приведен список качеств, делающих мужчину совершенным. Одним из них является “умение пользоваться своими космами и бородой”.

После насильственных реформ, к бритому подбородку привыкли. Рядом с давним убеждением, что “борода – образ и подобие Божие”, в народном сознании жили уже совсем иные взгляды: “Борода выросла, а ума не вынесла”; “Мудрость в голове, а не в бороде” и так далее. Только император Александр III, относившийся к бритве с недоверием, полностью бороду реабилитировал. Он и сам носил бороду, и в этом ему следовал последний российский император Николай II. Правители-мужчины без бороды считаются подставными самозванцами.

Последствия применения оружия: люди начинают действовать в ограниченных рамках, остриженными или лысыми людьми легко управлять как куклами-марионетками

Защита от оружия или способ обезвреживания: бойкот парихмахерам, отращивать волосы, завязывать косы или косички. Парихмахеров до сих пор нет в некоторых странах и городах, где люди отращивают волосы и они перестают потом расти. Обрезание – это неестественно для человека. Многие исследования говорят о том, что волосы отвечают за связь с Вселенной. Каждый волос как антенна. Чем длиннее волосы, тем сильнее интуиция и предчувствие человека перед теми или иными событиями. Издавна длинноволосые люди были лучшими следопытами и разведчиками. Пострижение волос считалось наказанием, проклятием для блудниц и сильным стыдом для человека.

За что Петр Первый безжалостно рубил бороды боярам?

К бороде в средневековой Руси относились с уважением. Она была предметом зависти у одних и гордости у других. Пышная густая растительность на лице приравнивалась к особому положению в обществе и ценилась выше богатства. Однако не у всех борода вызывала благоговейный трепет. Наперекор устоявшимся традициям пошел самый главный вельможа в государстве – царь Петр I.

В чем провинилась борода?

Государь никогда не питал теплых чувств к этому мужскому знаку отличия на Руси. Возможно, он не испытал на себе действия масла для бороды, и ему нечем было похвастаться, поэтому он предпочитал ходить с бритым лицом. А может быть, причиной послужило частое пребывание Петра I в западноевропейских странах с визитами. Он привык видеть вокруг себя безбородых мужчин, одетых по совершенно иной моде, чем на его родине.

В непринужденных разговорах европейцев царь чутким ухом ловил пренебрежительный оттенок, проскальзывавший по отношению к русскому народу. Насмешки зачастую касались пристрастия мужчин к длинной бороде, так как на Западе это считалось странным и диким. Петр I, недолго думая, примкнул к этому мнению. Он решил настроить русский быт на новый современный лад, начав искоренение устаревших взглядов на моду с бороды.

«Бородатый» указ и его исполнение

По приезду домой из полуторагодовалого путешествия, царь издал указ от 5 сентября 1698 года, в котором приказал рубить бороды боярам, купцам, военачальникам и прочим горожанам-мужчинам. Распоряжения не касалось только священнослужителей и деревенских мужиков.

Приближенные государя после таких новостей испугались и переполошились. Они не были готовы расставаться с самым дорогим для них символом мужской состоятельности и чести, даже если этого требовал царь. Почтенные представители знати не подозревали о существовании средств для бритья, впрочем, не знал о них и Петр I. Поэтому он просто отрезал бороды своим подчиненным, чем несказанно удивил и расстроил их.

Многие из «потерпевших» всю жизнь носили бороды с собой в кармане и пожелали быть похороненными с этим мужским украшением, вышедшим из моды по желанию царя.

Но не все смиренно подчинились воле государя. Многовековой уклад трудно было сломать силой одного документа, пусть и подписанного царствующей особой. Внутренние моральные устои оказались у части приближенных ко двору более крепкими, чем преданность царю и желание жить с ним в согласии. Противостояние закончилось тем, что Петр I сдался. Он пошел на уступки некоторым особо воинственно настроенным дворянам, разрешив им носить бороду при условии ежегодно выплачиваемого денежного взноса.

Описанные переживания того времени мало кому понятны. К счастью, современная мода не ограничивает мужчин в выборе образа и не навязывает чуждые им представления о красоте. Каждый волен выбирать, быть ли ему солидным бородачом или предпочесть молодежный и легкий стиль.

Автор статьи: Игорь Трибукин

Здравствуйте! Я уже более 6 лет работаю в барбершопе. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю важную информацию. Перед применением описанного выше, всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 4.8 проголосовавших: 5
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here