Почему монахи отращивают бороду

Игорь Трибукин предлагает статью на тему: "почему монахи отращивают бороду" с профессиональным и доступным описанием.

Зачем священнику борода и длинные волосы?

Длинные волосы у священнослужителей — это традиция. Скорее всего, она пришла с православного Востока под влиянием монашества. Во всем православном мире, в том числе и у восточных славян, ношение бороды и удлиненных волос у священников являлось нормой.
Исключение составляли земли западной части христианского мира. Римская традиция предписывала стричься и бриться. Это было обусловлено гигиеническими нормами той эпохи. Западноевропейская медицина тогда предписывала в целях личной гигиены для предотвращения болезней и появления вшей остригать волосы и брить бороду. Купаться в реке, как это делаем мы сейчас, считалось антисанитарией, так как многие ученые доказывали, что в водоемах обитают разные источники инфекций. На Востоке же, напротив, омовение, в том числе и с погружением в воду, считалось обязательной каждодневной нормой.

В Русской Православной Церкви традиция ношения длинных волос священнослужителями пришла на смену другому обычаю — выстригать волосы на темени, что символизировало терновый венец Иисуса Христа. На Русь эта традиция пришла из Византии. Там обычай выстригать волосы существовал со времен раннехристианской Церкви, но окончательно утвердился в VII веке (21-е правило VI Вселенского собора 692 г.). Прическа клириков предполагала выстрижение волос сверху, на темени, и подстрижение их снизу «в круг». На Руси выстриженная маковка клириков получила название гумёнцо. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой — скуфьей.

С XVII века в Русской Православной Церкви существовали уже две традиции вместе: не стричь волосы и выстригать гуменцо. Об этом свидетельствует, например, архидиакон Павел Алеппский, который в 1656 году путешествовал в Москву вместе со своим отцом, Антиохийским патриархом Макарием: «Волос на голове они (священники — д. И.И.) не бреют, за исключением большого кружка посредине, оставляя прочие длинными, как они есть» [Павел Алеппский, архидиакон. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Москву в XVII веке. СПб., 1898. С. 97]. Как долго практиковалось выстрижение маковки, с точностью сказать невозможно, но к XVIII в. эта практика была совершенно оставлена.

Вероятно, с тех самых пор, как священники стали отпускать длинные волосы, последние для них превратились в предмет повышенного внимания. Так Церковь столкнулась с необходимостью выработать некоторые рекомендации относительно того, каким должно быть отношение к своим собственным волосам со стороны каждого отдельного иерея. О внешнем виде священника, как и об уходе за волосами, говорит один из разделов пастырского богословия — науки о нравственных качествах и обязанностях иереев.

Прическа священника, как и весь внешний его вид, должна свидетельствовать о его скромности и сдержанности. Лохматые, непричесанные, грязные волосы, равно как и чрезмерно ухоженные и уложенные по светской моде, расцениваются как недопустимые для духовенства. В заботе о волосах требуется избегать крайностей.

В русской церковной традиции как борода, так и длинные или удлиненные волосы были и остаются отличительными признаками православного духовенства, что вполне согласуется и с богослужебным облачением, и с традиционным восприятием духовенства православным народом.

Если священник не носит бороды и удлиненных волос не по состоянию здоровья, а сознательно в соответствии со своим желанием, то у людей (не только верующих) возникает вполне обоснованная мысль, что священник стесняется своего служения и, в каком-то роде, «маскируется».

И у традиции выстригать гуменцо, и у традиции отпускать волосы до плеч были свои основания, но ни одно из них не имело силу закона. Предписание ап. Павла к Коринфянам (1 Кор.11:14-15) — это не закон или правило, требующие беспрекословного исполнения, это обычай, соответствующий эпохе и культуре первых христиан на Востоке.

От себя могу лишь добавить: если уж решил священнослужитель отращивать длинные волосы, то нужно за ними ухаживать и внимательно прислушаться к наставлениям, какие давал, например, профессор архимандрит Киприан (Керн): «Умеренно подстриженные волосы, подровненная борода и в меру укороченные усы никак не могут уменьшить духовности священника и подать повод к упреку в щегольстве» (Архимандрит Киприан, профессор. Православное пастырское служение. СПб., 1996. С. 92)

Бриться – грех? Ответы бывалых бородачей

«Апостольские постановления» в книге первой говорят: «Не должно… на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте бород ваших».

Стоглавый Собор 1551 года решения которого, впрочем, спустя век на Большом Московском Церковном Соборе были названы написанными с «простотою и невежеством» – строго запретил пострижение бороды. Тем, кто ослушался, полагалась суровая кара: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служите, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести».

Причиной смерти Святых Виленских мучеников XIV века Антония, Иоанна и Евстафия стал отказ обрить свои бороды. Для святых, которые воспринимали человека как образ и подобие Божие, было немыслимо отступить от него.

В конце концов, борода стала пусть и не главной, но одной из причин раскола церквей на Восточную и Западную. Одним из обвинений, которые выдвинули православные греки католикам-латинянам было брадобритие: «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит: «да не бреете брад ваших» (Лев.19, 27), как и совсем не хотят признать, что лишь женам благопристойно этот вид при творении устроил Бог».

Борода в двадцать первом веке – это дань православной традиции, рабочая необходимость или утилитарная мода?

Иеродиакон Феодорит (Сеньчуков)

врач-реаниматолог:

Мужчина вообще должен быть с бородой. Бритые мужчины возникли в языческом мире вместе с появлением гомосексуальных традиций в древнем Риме. Кроме того, безбородыми стало удобно быть воинам чтобы их не схватили за бороду.

Православный человек – человек мирный, он готов защищать отечество, но это не профессиональная его принадлежность. Обязательно должны быть бородаты священнослужители, монахи и, как правило, носят бороды и миряне.

В Лавре Саввы Освященного действовало правило: туда не принимали безбородых. Делали это, кстати, из тех же самых соображений – чтобы как можно дальше дистанцироваться от ассоциаций с гомосексуальностью.

В Лавре жили в кельях, уединенно: безбородых не допускали, чтобы не возникало каких-то греховных подозрений и желаний. Борода была маркированием себя как людей нормальных. Если у послушника не росла борода, его отправляли в Лавру Феодосия Великого там жили общежитием, все у всех на виду, совершать что-то греховное на людях было сложнее.

Специального канона про ношение бороды нет. Это традиция. Понятно, что в более поздние времена появились другие традиции. Петр Первый поощрял брадобритие, но все это было нам чуждое, взятое с Запада. Я не очень большой русофил, но бритые подбородки – это не православная традиция.

Если посмотреть, во всех православных странах люди носят бороды. В зависимости от того, насколько тесно страна в разные исторические эпохи контактировала с Западом, бород может быть меньше или больше, но они есть всегда.

Лично я не брил бороду никогда кроме момента обучения на военной кафедре и военных сборов. Отпустил бороду сразу, как только закончил школу. В разные времена она имела разную форму. В молодости, когда я был мирянином, борода была небольшого размера, это была этакая эспаньолка, а, когда стал более воцерковлен, борода выросла большая, окладистая.

Говоря совсем откровенно, форму бороды я поменял, когда у меня умерла жена. Пока супруга была жива, я много занимался наукой и носил такую бороду, которая была более приемлема для той среды, где я тогда общался.

Потом я остался один. Возникли мысли о монашестве, заботы о карьере и науке стали волновать меньше. Сейчас ношу такую бороду, какая соответствует монашескому сану – монаху нельзя ни бриться, ни стричься.

Есть ли неудобства от бороды? Есть такой анекдот: бородатого человека спросили, куда он кладет бороду, когда спит – под одеяло или на одеяло. После этого вопроса спать человек перестал – так крепко задумался. В работе не мешает, а в жизни даже удобней – не надо тратить времени на бритье.

Даже если по каким-то причинам бороду придется сбрить, отпущу ее вновь при первой же возможности. Без нее – это как голым на улицу выйти: наверное, можно, но неловко и неудобно.

Максим Исаев

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права МГИМО:

Ношу бороду с 2004 года. Ходить с ней стал после того, как защитил докторскую. Можно сказать, что специфика моей работы способствовала появлению бороды.

Женщинам борода не нравится – легкомысленные они! Борода для православного мужчины – это определенное достоинство и смысл его мироощущения. Будучи с бородой, он принимает на себя определенные обязательства – в первую очередь, соответствовать образу Господа Бога нашего, ведь Господь же создал нас по своему образу. И если посмотрим иконографию, то Господь наш Иисус Христос везде изображен с бородой. Поэтому, надо стремиться к тому, чтобы Ему соответствовать.

Можно вспомнить многие исторические примеры, когда православные люди оказывались в неволе, были понуждаемыми к басурманскому образу жизни, но, тем не менее, оставались православными. И борода в данном случае – это часть традиции православия. Даже не представлю себе митрополита, извините, с босой рожей – ни у нас, ни у греков. Это возможно у католиков и протестантов, но там другие традиции.

В нашем климате борода может быть очень даже полезна – согревает в морозы. Единственный минус – долго расчесывается по утрам.

Еще статьи:  Народное средство для роста бороды в домашних условиях

Владимир Лавров

доктор исторических наук, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии, главный научный сотрудник Института российской истории РАН:

К концу советской эпохи ношение бороды не приветствовалось, но и не запрещалось. Социализму свойственно стремление к усредненности, одинаковости. И бородачи как-то выбивались из общих рядов строителей коммунизма. Если же борода была окладистая, то она могла свидетельствовать о вере. А верующему не дозволялось быть учителем, офицером и так далее.

Я отпустил бородку, будучи еще некрещеным. Просто кожа слишком раздражалась после бритья. В КПСС занять выгодную должность не рвался. Но коммунисты нередко спрашивали о профессии. И затем выносили вердикт: «Ну, историку можно».

После осознанного крещения, в процессе воцерковления и осознания себя русским стала возникать внутренняя потребность в окладистой бороде. Однако отпустил ее только несколько лет назад в связи с расставанием с любимой женщиной.

Надеялся, что такая борода поможет преодолеть внутренние страсти и укрепиться в русской православной вере. В некоторой степени она, конечно, помогла, но не более того… Борода уже окладистая и седая, но страсти в сердце и не думают стихать. Хотя, с бородой стыднее…

Александр Басалаев, фотограф, журналист:

Свою бороду я ни разу не сбривал с 1980 года. За это время она была короткая, средняя, длинная, была и такая, что дорастала буквально до пупа. Я говорю в шутку, что моя борода благополучно прожила от московской Олимпиады-80 до сочинской олимпиады.

Появилась борода так: я отслужил в армии, поступил в институт, и вот мы, группа студентов, решили к Новому году отпустить бороды. После Нового года все сбрили, а я нет.

Борода появилась раньше, чем я крестился, и напрямую с православием не связана. Но родился-то я в православной стране! По обе стороны моих родителей в предках казаки. По матери дед, его фамилия была Мордюков, бороду не носил – он воевал, потом работал на руководящих должностях, ему было не положено.

А вот по отцу – Басалаев, он всегда был с бородой. Предки по отцовской линии были из казаков, которые еще с Ермаком покоряли Сибирь. Остались фотографии деда. Может быть, моя борода как-то связана с этими фотографиями – точно я ответить себе не могу.

Вот сейчас пришел мой сын из армии и тоже отпустил бородку, такую молодежную, современную. Я через него пытался понять. Спрашивал: зачем тебе борода, почему носишь? Но и он тоже не смог до конца объяснить. Борода – это что-то подкорковое, передающееся по семейной традиции.

Борода не значит, что я хочу создать себе имидж православного. По работе я часто снимаю в храмах и вижу, что священники иногда посматривают – не у всех же священников растет борода – и вот они посматривают, не то, что с завистью, нет, а оценивающе.

Однажды в Кремле я снимал встречу президента с особой королевских кровей. Дело было сразу после трагедии 11 сентября. И вот тогда редактор мне порекомендовал: перед походом в Кремль сделать бороду из длинной в короткую.

А еще чеченцы иногда спрашивают: тебя на улице не останавливают? И я могу сказать честно: из-за бороды меня не останавливали ни разу. А если и останавливали, то не борода была виновата, а находились другие предлоги. И со времен Советского Союза ничего плохого в адрес своей бороды я не слышал.

Ни жена, ни дети меня не видели без бороды, поэтому и сравнивать не могут. А еще меня приглашали позировать в школу Андрияки, рисовали портреты. Один из них назывался: «Мужик в красной рубахе Саша Басалаев».

Зачем православным нужны бороды

протоиерей Артемий Владимиров

315 лет назад Петр Первый ввел налог на бороды, сделав исключение для Церкви. Отец Артемий объясняет, почему семинаристов сегодня заставляют бриться, и правда ли, что у консервативных священников бороды длиннее, чем у либеральных.

— Почему православные носят бороды?
— Вспоминая этот указ Всероссийского Императора, который, благодаря своим советникам, умел пополнять государственную казну из ничего, мы с вами должны признать, что борода является прерогативой не только православного мира. Но все народы древности, как об этом свидетельствуют археология, живопись и литература, в бороде видели неотъемлемую часть мужеского достоинства, очевидно, отождествляя ее с добродетелями мужества, мудрости, стати, сильного мужского ума. Средние века и новейшее время во многом подчинили одежду и внешность людей европейскому стандарту.

Однако в лоне русского Православия всегда господствовали консервативные воззрения на сей счет. И сегодня, увидев бороду на улицах столичного города, можно сразу догадаться, что перед нами либо православный христианин, либо представитель какой-то иной традиционной мировой религии, ведь бородами не брезгуют и иудеи и мусульмане.

Но мы с вами, возвращаясь к обычаям, принятым у православных христиан, скажем, что не в бороде счастье. Отрастить длинную бороду ума не нужно. И, конечно же, нравственное достоинство христианина ни в малой мере не зависит от того, как он относится к ношению бороды.

Оговоримся, для православных священнослужителей наличие бороды является неотъемлемым требованием к их внешнему виду, ибо все в жизни пастырей должно быть увязано не только с двухтысячелетней христианской традицией, но и с несколькими тысячами лет библейского бытия. Еще в ветхозаветных Моисеевых книгах, в частности, в книге Левит, мы находим описание внешности священнослужителей и указание не повреждать края бороды своей ( Лев. 21:5 ).

Нет, конечно, мы не будем утверждать, что подобные обрядовые постановления строго обязательны для современного священника. Но существуют тонкие, почти неуловимые нюансы, которые воспринимаются чутким сердцем православного народа.

Народ наш , консервативный и традиционный, конечно принимает любого батюшку. Но про себя все же отмечает: ах, как жаль, что батюшка обкорнал свою бороду, оставив вместо нее крысиный хвостик а ля Троцкий или наподобие куцей бородки, принадлежавшей «всесоюзному козлу», как, если я не ошибаюсь, называл Калинина Иосиф Сталин.

Увидев молодого священника с гладко выбритыми щеками, его ухоженную под революционный манер бородку, внимательные люди отмечают – а это батюшка «прогрессивного» толка, не слишком озабоченный вхождением в традицию…

Однако это всего лишь психологические наблюдения, и прошу читателей правильно воспринять мои слова. Мы сейчас беседуем более об эстетике, чем об этике, и ни в коей мере не бросаем тень на тех священников, которые тяготятся ношением длинной бороды.

— Так верно ли говорят, что длинная борода это признак консервативного священника, а короткая – либерального?

— С некоторой натяжкой можно это предположить, но не будем нашим наблюдениям придавать силу правила. Главное, безусловно, в качестве твоих помыслов, в образе твоих мыслей и жизни. Но некий намек на сущность дела в особенностях внешнего вида, конечно, содержится. Вы помните изречение отца Павла Флоренского, который говорил, что одежда, а стало быть, и внешность, есть продолжение личности человека, — и поэтому самые малые малости нашего туалета, одеяние, внешность, говорят об определенном устроении души.

И если вы Шерлок Холмс, то есть человек психологичный и наблюдательный, то, безусловно, встречая человека «по одежке», составляете о нем некое первичное впечатление. Тем паче, имеет внутреннее право на свое суждение священник, который отличается опытностью, всегда находясь в центре внимания, под перекрестьем десятков, а может и сотен взглядов.

Поэтому любой батюшка должен давать себе отчет, что все его вкусы, пристрастия и привычки, имеющие отношение к внешнему облику, всегда могут стать пищей для напряженного размышления. Особенно это справедливо в отношении священников, которые появляются в телевизионном окошке.

— А почему семинаристов заставляют свои бороды брить?
— Для того, чтобы отличить это сословие от тех, кто уже принял священный сан. Едва лишь только семинариста рукоположат в диаконы, как он начинает и внешним видом отличаться от своих собратьев. Впрочем, исключение, как мне помнится (я преподавал в Московских духовных школах более 10 лет), делалось для семинаристов из старообрядческих согласий. Уважая их консерватизм и не желая никаких драм, имевших место при Петре Великом, им дозволялось ходить в черных семинарских кителях и при этом носить свои окладистые бороды.

Записал Кирилл Миловидов

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Православная борода: почему священники носят бороду?

Мода на бороду и усы в наше время особенно развита. Волосы на лице бреют, стригут, укладывают, придавая им безупречный вид. Но не всегда и не все занимаются оформлением растительности на лице.

Есть категория лиц, которым нравится небрежная растительность на лице. А есть те, которым положено отращивать волосы на лице — это священники. Но для чего им нужна борода?

Многие люди имеют свое представление о том, как должен выглядеть священнослужитель. Чаще всего в этот образ входят такие составляющие, как:

  • Ряса до пола;
  • Большой крест на шее;
  • Наличие бороды и длинных волос;
  • Книжечка с молитвами в руках.

Т. к. речь в статье идет о наличии растительности на лице у священников, то разберем именно эту неотъемлемую часть их внешнего вида.

Некоторые из тех, кто часто бывают в церкви, о небритости попа знают не больше тех людей, которые там ни разу не были. Но тем не менее представить батюшку без бороды просто невозможно. А вот волосы на голове не все из них отращивают, некоторые позволяют себе подстригаться.

В истории православной веры священнослужителям разрешалось не сбривать растительность на лице даже во время указа о запрете на ношение бороды. Исходя из этого напрашивается вывод о том, что ни в одни времена батюшки не представлялись народу без волос на лице. Борода священника имеет свои корни в далеких древних цивилизациях.

Почему священники носят бороду?

Наличие небритой и не стриженной растительности на лице у священнослужителей для обычных людей привычное дело. Однако в церкви встречаются служащие без растительности на лице, только вряд ли это будет священник.

Еще статьи:  Тест. bad.[read]

Но откуда пошла мода на бородатых священников? Или это обусловлено вовсе не модой? Основные предположения по этому поводу различны, но интересны:

  1. Главной причиной наличия растительность на лице у попов является соблюдение закона Ветхого завета, в которой запрещается стричь волосы на голове и хоть каким-то способом изменять форму волос на лице;
  2. Еще одним распространенным вариантом считается подобие Иисусу;
  3. Небритость — признак выделения из массы, чтобы обычные люди воспринимали священнослужителя как нечто иное, чем они, и слушали его;
  4. Существует и нестандартная версия: небритые волосы на лице являются способом накопления жизненной и духовной энергии.

На вопрос почему священники носят бороду конкретного ответа не существует. Но все же будет логичным придерживаться мнению о запрете срезать волосы на голове и лице, прописанным в Библии.

Запрещено ли брить бороду попам?

Борода у священников является одним из символов веры. Православная борода упоминалась даже в Ветхом Завете, но не просто так, а с особым указанием Бога.

Отращивать волосы на лице обязан каждый мужчина, так написано в Библии. Господь наказал не стричь волосы на голове и не подстригать края бороды.

Обусловлено это тем, что каждый человек должен выглядеть так, как создан. Изменение своей внешность приравнивается к невыполнению воли Божьей. Люди не следуют такому предписанию, а у попов это считается запретом. Священнослужители, живя по Библейским законам, старательно следуют тому, что прописано в Библии. Именно поэтому бороду не бреют.

Борода у священников – явление привычное и обыденное. Большинство людей даже и не задумаются о том, что наличие растительности на лице у попов не просто так. То, что кажется обычному человеку беспричинным, на самом деле оказывается целой историей.

Почему монахи отращивают бороду

Помимо внешней вещественной атрибутики — облачения, способа ношения креста — католические и православные священники разительно отличаются и традицией брить либо отращивать растительность на лице.

В среде католических служителей церкви бритье бороды не является обязательным. Некоторые отцы носят небольшие бородки, если имеют на то желание. Но ни у одного из них не встретишь той огромной, окладистой бороды, которая обязательна для любого православного батюшки. На это есть несколько причин.

Во время службы православный священник символизирует собой образ Христа, а Сын Божий традиционно изображается с бородой и усами. Таким образом батюшки отдают дань почитания и преклонения перед Богом. Но главная причина все же заключается в прямом указании не стричь волос и бороды, которое есть в Библии. В Книге Левита Господь завещает Моисею и всему народу: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (глава 19, стих 27).

Эту заповедь православные христиане восприняли буквально. На Руси ее свято исполняли не только священники, но и обычные миряне. Именно такой образ мужчины — с длинной нестриженой бородой — считался благообразным, приличным для верующего человека. По этой причине новую моду на бритой лицо, которую насильно вводил Петр Великий, восприняли в штыки.

Католический священник не олицетворяет Христа во время службы. Он скорее приравнивается к своим прихожанам. В католицизме сильно влияние римских, более светских традиций. Древние римляне, в тяжелой борьбе с языческими идолами воспринявшие наконец христианство, считали бритье лица обязательной гигиенической процедурой для любого цивилизованного человека.

Бородатых мужчин в Древнем Риме считали варварами. Таких римские легионеры встречали в северных землях, куда частенько направлялись за новыми рабами и богатствами. Благородный римский патриций всегда тщательно ухаживал за своим лицом и непременно сбривал лишнюю растительность, дабы не уподобиться простолюдинам и рабам. Эта традиция закрепилась позднее в католичестве. Гладко выбритое лицо (в некоторых монашеских орденах и голова) священника считается особым символом святости.

С связи с традицией брить бороду в Средние века возник необычный ритуал. В IX веке священный папский престол в Ватикане, по слухам, занимала женщина. Легендарная Папесса Иоанна называла себя Иоанном VIII . Она ощущала такую сильную тягу к благочестию, что скрыла свой истинный пол, лишь бы возглавить церковь. Лица брили все священники, поэтому никто не удивлялся безбородому и женоподобному отцу церкви.

После скандального происшествия во время одной из церемоний, когда Папесса якобы родила младенца, этот постыдный факт был навсегда вычеркнут из истории римской католической церкви. Было ли все это правдой или слухами, сейчас установить трудно. И все же именно после того инцидента был учрежден ритуал определения пола будущего понтифика.

Претендент садился в особое кресло Sella , в котором было прорезано небольшое отверстие. Уполномоченный святой отец просто запускал руку под сиденье и буквально нащупывал физические доказательства мужественности будущего главы церкви. В случае с православными батюшками таких проблем никогда не возникало. Густая или не очень борода явно указывала на пол священника.

Почему бороды православных монахов отличаются от бород масульманских духовных лиц, а иудейские бороды не похожи ни на тех

Носить бороду предписывают все основные религии, кроме буддизма, который придерживается прямо противоположной точки зрения.

В буддизме монахи, подражая Будде, бреют не только бороду, но и всю голову – в знак отречения от чувственных удовольствий и ведения праведной жизни. Когда царевич Сиддхартха-Будда ушел из дома в поисках Пути за пределы смерти, старости и болезней, он сбрил волосы на голове и бороду, и надел одеяние цвета шафрана. Таким образом он избавился от необходимости ухаживать за волосами, и кроме того, продемонстрировал окружающим свое отношение к мирским вещам.
Бритая голова вообще – это символ подчинения, отказа от собственной личности. Отказ от материальных благ, простота во всем – это один из путей достижения нирваны. К этому состоянию стремится каждый буддист. На пути к познанию ничто не должно отвлекать. Мелочи в виде мытья головы, сушки и укладки волос – отнимают много времени, которое можно посвятить внутреннему самосовершенствованию. Поэтому буддийские монахи бреются налысо.

В начале VII века на защиту бороды встал начавший проповедовать в Мекке пророк Мухаммад. Он требовал от своих последователей отпускать бороды. Из хадисов, комментирующих различные высказывания пророка, следует, что он относил бороду к тому, что является естественным для человека и, значит, воплощает замысел Бога – раз борода растет, значит, ее надо носить.

Мухаммад говорил: «Брейте усы и отпускайте бороду»; «Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду»; «Стригите усы и отпускайте бороду. Не будьте похожи на огнепоклонников!».

Коран запрещает брить бороду. Бритье бороды – это изменение облика творения Аллаха и подчинение воле шайтана. Отпускание бороды относится к природным свойствам, дарованным Аллахом, трогать ее не повелено и сбривать ее запрещается. Мухаммад сказал: «Аллах проклял мужчин, уподобляющихся женщинам». А бритье бороды является уподоблением женщине.

В одном из хадисов о пророке Мухаммаде рассказывается, что он принял посла из Византии. Посол был гладко выбрит. Мухаммад спросил посла, почему он так выглядит. Византиец ответил, что бриться их заставляет император. «Но мне приказал Аллах, Всемогущий Он и Великий, чтобы я оставил бороду и подстриг усы». В ходе последовавшего дипломатического разговора с послом Мухаммад больше ни разу не посмотрел на бритого посла потому, что отнесся к нему, как к женоподобному существу.

Борода в исламе является обязанностью и полностью стричь её запрещено. Однако существуют случаи, когда бритьё бороды позволяется (например, в случае поездки в страну, где за ношение бороды могут быть преследования). Но как бы там ни было, продолжительное сбривание бороды является большим грехом (кабира).

В Православии, наоборот, именно густая борода свидетельствует о священническом статусе.

С точки зрения православных обычаев, борода — деталь образа Божия.

Бритье бороды (брадобритие) – по православному учению один из серьезных грехов. В Православии оно всегда было законопреступным, т. е. нарушающим Закон Божий и установления Церкви. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете (Левит, 19:27; 2-я Царств, 10:1; 1-я Паралипоменон, 19:4); запрещено оно и правилами VI Вселенского собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион), и многими святоотеческими писаниями (творения святого Епифания Кипрского, святого Кирила Александрийского, блаженного Феодорита, святого Исидора Пилусиота). Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (творения Никона Черныя Горы, сл. 37; Номоканон, пр. 174). Святые отцы считают, что бреющий бороду выражает недовольство своим внешним обликом, который дан ему от Творца, пытается «редактировать» Божественные установления.

Почему священники носят бороду

Почему у священнослужителей бороды?

Таня Сарбаш(Остривная)

Наличие бороды — не закон. Это церковная традиция русской православной церкви. Обычай православных священников носить бороды восходит к ветхозаветной традиции. В Библии об этом сказано определенно: «И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Ароновым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей» (Лев. 21:1, 5). Запрещалось не только брить, но подстригать бороду, так как это входило в языческие траурные обряды.

Традиция. По образу и подобию исходника. Как создано, так и носится.

Священники соблюдают Библейское установление: Ветхий завет. Третья книга Моисея. Левит. «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. » (Лев. 19, 27)

не у всех молодые священники часто не носят бороду

Наличие бороды — не закон. Это церковная традиция Русской Православной Церкви. Обычай православных священников носить бороды восходит к ветхозаветной традиции. В Библии об этом сказано определенно: «И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Ароновым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей» (Лев. 21:1, 5). Запрещалось не только брить, но подстригать бороду, так как это входило в языческие траурные обряды.

пастор Александр Лапоченко

На Литургии священник символизирует Христа, по этому пытаются соответствовать образу.

Еще статьи:  Мужчина бородой скачать бесплатно

Татьяна Кошка драна

пытаются походить на Христа хотя бы внешне

Думаю что это обычная лень по канонам.

экономят на парикмахерской

Возможно традиция, которая уходит во времена, когда все носили бороды и усы.

Это просто, что бы убогие умом овцы стадо господнего, не видели их хитрые и довольные рожи.

Ну, некоторым нравиться такая традиция, ибо дистиплинирует, напоминая о своеобразном «назорействе» священнического служения.. . Впрочем, не все:

Это ВИЗАНТИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ. Католики и протестанты не отпускают бород и Иисус тут не при чём, странно, что какой-то там «пастор» этого не знает

Верикосастафруллаханистан$кий

Бог не видит людей — он видит свет души людей.. . а какая там борода — бритая или зеленая ему если честно по бороде….

нельзя заставлять себя бриться=неприятное дело и они в соответствии с религией не насилуют себя =не бреются а вот укоротить волосы легко и многие подравнивают себя без парикмахерской.. . Наверно как то так…

Традиция носить бороду восходит к самому Христу. Есть предание, что Господь воспитывался в назорейской общине — ответвлении от иудейской религии. Назореи отличались тем, что не стригли волосы — ни бороды, ни головы. Этот образ был воспринят монашествующими в первые века христианства — в подражание Спасителю. Русь, когда принимала религию из Византии, восприняла церковный устав, изначально написанный для монахов. Вместе с уставом пришел к нам и обычай не стричь волосы — сначала этому правилу следовали только монашествующие, потом и священники. Практически во всех народах мужчина без бороды воспринимался как незрелый юноша. Наоборот, мужчина с бородой — человек, имеющий жизненный опыт, а значит, заслуживающий уважения, имеющий авторитет. В этом, вероятнее всего, и есть причина ношения бороды нашими батюшками. Борода выделяет церковнослужителя среди остальных людей. Как священник могу сказать, что ношение бороды и длинных волос доставляет определенные неудобства, но, вместе с тем, приносит большую пользу. Какую? Тебя вседа идентифицируют как священника, смотрят на тебя как на Церковь Христову. Осознавая это, стараешься вести себя так, чтобы своим поведением не опозорить имя Божие. Но не все священники носят бороды. Если вы видите священника без бороды, пусть это вас не смущает. Святитель Николай, к примеру, был аккуратно пострижен, у него даже было выбрито на голове специальное гуменцо, которое в то время было знаком принадлежности к священному сану.

экономят на мыле

То что было раньше и то что сейчас две разные вещи, длинные волосы были у назореев тогда, когда они жили по ветхому завету, раньше и вино пили постоянно, а сейчас грех почему? Потому что раньше во первых вино было разбавлено во сколько то там раз с водой, вроде 1/5, но точно не помню, во вторых вино пили чтоб дезинфицировать желудки, а сейчас чтоб нажраться и побыть пьяной тварью неспособной мыслить и вести себя нормально. Но насчет длинных волос у мужчины сейчас однозначно — позор. Библия этого не запрещает, там только наставления и советы написано «Все мне позволительно но не все полезно» Так что каждый сам выбирает.

Полагаю что нет, так как у многих священников длинные волосы

НЕТ. Что за тупой вопрос.

Все попы и священники православных церквей носят длинные волосы.

нет. Но при этом, нельзя уподобляться женщинам-делать косу или хвост

Библия запрещает [1 Кор. 11:14] Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,

Священникам можно, они носят длинные волосы и бороды, как ветхозаветные назореи.

Законы православной церкви для меня не авторитет.

Анастасия Белогорцева

нет, запрещается священослужителям носить короткие

не приветствует только короткие юбки….

судя по иконе Христа, эта версия не имеет смысла жить

Ну как бы Иисус изображен с длинными волосами на иконах. Меня этот вопрос просто убивает. Иисус является иконой для верующих, как длинные волосы могут быть запрещены? Тогда такой вопрос, а не запрещает церковь быть лысым. Почему-то такой вопрос не возникает ни у кого. И что церковь, это для вас закон. Все церкви это коммерческие организации.

ВОЛОСЫ — орган восприятия и накопления тонких энергий. Чем длин – нее волосы человека, тем больше духовной силы он получает, ибо эта сила питает все его тела и оболочки. В Ведических писаниях сказано: «Со – стричь человеку волосы и сбрить ему усы и бороду, это всё равно, что убить его» . Но при особой необходимости и овладении определёнными навыками, человек может выводить отрицательную энергию в свои воло – сы и состригать их, освобождаясь таким образом от мешающих его раз – витию энергий — в этом смысл обряда «пострижения в монахи» . Славяне первый раз стригут своих детей только по достижении 7 лет, а состриженные волосы прячут под коньком крыши или матицей (основной потолочной балкой избы) . Если волосы ребёнку состригать до 1 года — приостанавливается развитие его речи, если до 7 лет — замедляется развитие умственных спо – собностей. Женщину, обстригшую волосы, называют карной (по имени богини Карны, ответственную за исполнение закона причинно-следствен – ной связи) — то есть это та, которую Карна покарала. Отсюда — «обкар – нать» . БОРОДА — волосы на лице мужчины. Служит для накопления жизнен – ной и духовной силы («бо» — богатство, «рода» — принадлежность к роду) . В каждой варне бороду носят по-своему: ведуны бороду не стригут, а ухаживают за ней, как за средоточием своей духовной силы; витязи носят короткие бороды, так как это удобно для боя; веси носят окладистые (боль – шие, но подстриженные) бороды как знак солидности, степенности, зна – чимости. Смерды не понимают истинного назначения бороды и не уме – ют ею пользоваться, даже если отращивают. Бриться начали те из них, кто хотел походить на женщин.

Сами священники порой носят длинные волосы. Но Библия запрещает это.

Грех ли брить бороду и усы в Православии?

Святый апостол Павел, предостерегая православных христиан от обольщения еретиков, пишет: “Помните наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их” (Евр., зач. 334) и “в научения странна и различна не прилагайтеся”.

Здесь мы, не входя в подробное рассуждение проявления безчиния в среде чад Церкви, остановимся на самом видном и всем бросающемся в глаза зле – брадобритии.

Эта эпидемическая болезнь, латинская ересь, быстро прививается между некоторой молодежи, которая, выйдя из должного повиновения родителей и не слыша живого, обличающаго их беззакония, поучительного слова пастырей Церкви, не стесняясь и не стыдясь никого и ничего, входит в таком нехристианском виде во святыи Божии храмы.

Эта блудолюбнаго образа прелесть, заражающая некоторых христиан, всегда осуждалась отцами Церкви и признавалась делом поганых еретиков и ересью.

Отцы Стоглаваго собора, рассуждая о брадобритии изложили следующее постановление: “Священная правила православным христианом всем возбраняют, чтобы не брить брад и усов не подстригать, таковая бо несть православных, но латинская и еретическая предания греческаго царя Константина Ковалина. И о сем апостольская и отеческая правила вельми запрещают и отрицают. Что же, о стрижении брад не писано ли в законе? Не подстригайте брад ваших, се бо женам лепо мужем бо не подобно. Создавый Бог судил есть Моисеови рече? Постризало да не взыдет на браду вашу, се бо мерзость есть пред Богом; ибо сие от Константина царя Ковалина и еретика суща узаконено есть. На том бо вси знаху, яко еретическия слуги суть, имже брады пострижены. Вы же се творяща человеческаго ради угождения противящеся законом, ненавидими от Бога будете создавшаго нас по образу своему. Аще убо хощете Богу угодити, отступити от зла. И в том сам Бог Моисеови рече, и святые апостолы запретиша, и от церкви таковых отвергоша, и того ради страшнаго прещения, православным таковаго творите неподобает” (Стогл., гл.40).

Апостольское же постановление по запрещению зла брадобрийства заключает в себе следующее изречение: “Не должно также и на бороде портить волосы, и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригодным для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога создавшаго тебя по образу своему” (Постановл. св. апостол. Изд. Казань, 1864 г., стр. 6).

Святии апостолы и отцы Церкви, признавая брадобритие ересью, воспрещая православным христианом предаваться сей мерзости, ко исправлению этой эпидемии брадобрийства принимали различные меры. В Большом Потребнике изложено так: “Проклинаю богоненавидимаго блудолюбнаго образа прелесть, душегубительныя ереси еже остризати и брити браду” (л. 600об.) Отцы Стоглавнаго собора, дабы окончательно пресечь зло брадобрийства, поступили более строго чем изложено в Большом Потребнике. Они изложили следующее определение: “Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просфоры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными да причтется, от еретик бо се навыкоша” (гл. 40). А толкователь правил церкви Зонар, толкуя 96 правило 6 Вселенского Собора и, осуждая брадобритие, говорит: “И так отцы сего собора отечески наказывают деляющих то, о чем они выше сказали, и подвергают отлучению”. Это так определяли святые апостолы и святии отцы соборне; теперь послушаем еще как смотрели на эту язву христианства отцы Церкви в частности.

Святой Епифаний Кипрский пишет: “Что хуже и противнее этого? Бороду – образ мужа остригают, а волосы на голове отращивают. О бороде в постановлениях апостольских Слово Божие и учение предписывают, чтобы не портить её, то есть, не стричь волос на бороде” (Творен. его, часть 5, стр. 302. Изд. Москва, 1863 г.).

Еще статьи:  Борода растет с проплешинами что делать

Преподобный Максим Грек глаголет: “Аще же прокляти уклоняющиися от заповедей Божиих, якоже слышим во священном песнопении, тойже клятве подлежат и истребляющии бритвою брады своя” (Слово 137).

В Служебнике патриарха Иосифа говорится: “И не вем, в сицевый народ православия, в кое время в велицей Росии еретический недуг привниде. Якоже по летописным книгам рещеи, предание царя греческаго, паче же врага и отступника веры христианския и законопреступника Константина Ковалина и еретика, еже постригати брады, или брити, якоже рещи богосозданную доброту растлевати, или паки рещи по летописным книгам подтвержению сея злыя ереси новаго сатанина сына диаволя, предотечи антихристова, врага и отступника веры христианския, римскаго папы Петра Гугниваго, яко и тому сию ересь подкрепившу, и римским народом, паче же и чином их священным сицевая творити повелевшу, иже брады подстригати и брити. Епифанию архиепископу Кипрскому евтихскою сию ересь нарекшу. Ибо Константина царя Ковалина и еретика се узаконено есть, на том вси знают, яко еретическия слуги суть, иже брады им пострижены” (Изд. лета 7155, лист 621).

Подобно и сербский митрополит Димитрий писал: “Окаянии латини во многи ереси впадоша: во святую четыредесятницу в субботу и в неделю сыр и яйца ядят, и детям своим во весь пост не возбраняют. В субботу и в неделю повелевают поклоны земныя кланятися кроме правил святых апостол. Брады своя бреют и усы своя стригут, а инии и злейшии того творят и усы подкусывают. сия вся приемши от отца своего злейшаго сына сатаны, папы Петра Гугниваго, брити брады и усы. Ибо Господь Моисеови рече: да не изыдет постризало на брады ваша, се бо мерзско Господеви” (его книга глава 39, лист 502).

Указывая брадобрийцам закон Церкви, наставление, обличение и наказание пастырей Христовой Церкви, мы воспомянем и ревность христиан, причтенных к лику святых, которые страшась прещения отцов Церкви, ни за что не согласились исполнить приказание нечестиваго князя Ольгерда, чтобы обрить свои брады, за что и пострадали.

В святцах с житиями, напечатанных при патриархе Иосифе в 7157-е лето, говорится: “Антоний, Евстафий и Иоанн пострадали в литовстем граде Вильне от князя Ольгерда, первое за брадобритие, так и за прочая законы христианския, в лето 6849” (смотри под 14 апреля). Под этим же числом апреля в Четии-минеи указывается, что Антоний, Евстафий и Иоанн потому только и были познаны от князя Ольгерда христианами, что они, вопреки языческого обычая отрастили волосы на браде.

Такое страдание святых мучеников за христианские обычаи, между которыми на первом плане красовалась борода, должно служить для истинных христиан примером скромности и образом благочестивой жизни. Не брить и не стричь бороды – дело христианское, дело немаловажное — это есть исполнение предписанного Церковью закона, обязательно для верующих в Бога и Его святую Церковь.

Святии мученики, отрастив брады свои как требует долг христианина, показали нечестивому князю Ольгерда, что они не суть уже поклонники и служители демона, но подражатели образа жизни Христа во плоти, которою он проводил на земле ради спасения рода человеческого. Такую благочестивую жизнь и ношение по христианскому обычаю бороды нам заповедали отцы 6 Вселенского Собора; ибо они говорят: “Во Христа крещением облекшиися, дали обет подражати во плоти житию Его” (96 правило Шест. Всел. соб. полн. перев., толк. Зонара).

Так, стричь и брить бороду обычай не христианский, но поганых еретиков, идолопоклонников и неверующих в Бога и Его Святую Церковь. За таковый поганский обычай отцы церкви строго осуждают и наказывают, и предают клятве; и нераскаявшихся и в сем беззаконии преставльшихся лишают всякого христианского напутствия и поминовения.

Молим Господа нашего Исуса Христа, да престанет эта мерзость – брадобрийство в нашей единоверной братии, молим и вас, наших пастырей, чтобы вы поучали Богом вверенное вам стадо Христово, по священным правилам детей своих, всех православных христиан поучали бы и наказывали, чтобы от всех тех злых еретических дел престали и жили бы в чистом покаянии и в прочих добродетелях.

Неизвестный старообрядческий автор

Цитаты из Священного писания

Левит, 19
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш.
27 Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.

2 Цар.10:4 И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл, и отпустил их.
2 Цар.10:5 Когда донесли об этом Давиду, то он послал к ним навстречу, так как они были очень обесчещены. И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь.

2 Цар.19:24 И Мемфивосфей, сын [Ионафана, сына] Саулова, вышел навстречу царю. Он не омывал ног своих, [не обрезывал ногтей,] не заботился о бороде своей и не мыл одежд своих с того дня, как вышел царь, до дня, когда он возвратился с миром.

Почему монахи отращивают бороду

Что говорит Бог о ношении бороды мирянами?

В последнее время больше опытным путем прихожу к тому, что ношение броды лучше, чем ее неношение (для христианина, разумеется). Дело в том, что с бородой жизнь в браке выходит более благочестивой, не такой страстной, более целомудренной. Как монашество лучше женитьбы. До ношения бороды нужно в буквальном смысле ДУХОВНО ДОРАСТИ. И чем раньше, тем лучше. Хотя возраст тоже очень важен. Думаю, что 30-летний рубеж – это уже какой-то показатель для христианина. Это возраст, в котором Господь вышел к людям, на общественное служение. Если православный мужчина в возрасте Христа не носит бороды, это уже странно.

Но что говорит об этом Бог?

В интернете поискал ответы, но ничего достойного не нашел. В основном всё сваливают в одну кучу, не разбираясь с источниками. Например, часто цитируют “Постановления апостольские” (не путать с “Правилами апостолов”) по этому вопросу, но ничего не пишут, что Православное предание не принимает их безусловную подлинность (см. Правило 6 Вселенского Собора). Та же ситуация со Стоглавым Собором. Большой Московский собор 17 века по крайней мере ряд его постановлений отрицает. Т. е. для православного христианина Апостолькой Церкви “Стоглав” и “Постановления апостолов” – не авторитетные источники. Почему это важно? В “Стоглаве” и в “Поставновлении апостолов” за неношение и бритье бороды полагаются слишком строгие наказания, как будто человек спасется бородой, а не благодатью.

(см. Стоглав: аще кто браду бреет и преставиться тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными бо да причтется, от еретик бо се навыкоша”).

Итак, что я нашел.

1) Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете (Левит, 19: 27; 1-я Паралипоменон, 19: 4). Обритая борода считалась позором, бесчестием. Но не нашел, чтобы за бритье бороды было какое-то наказание.

«Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте. Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев.19:26-28).

«И взял Аннон слуг Давидовых и обрил их, и обрезал одежды их наполовину до чресл и отпустил их. И пошли они. И донесено было Давиду о людях сих, и он послал им навстречу, так как они были очень обесчещены; и сказал царь: останьтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь» (1Пар.19:4,5).

Естественно, заповеди Ветхого Завета имеют значение для христиан. Ведь мы не едим с кровью, не гадаем, не делаем наколок на теле. Почему же мы тогда можем брить бороду?

2) В Новом Завете. Волосы на голове учеников Христовых все сочтены у Бога (Мат.10:30; Лук. 12:7).
Сам Господь был назореем, судя по всему, т. е. не стриг волосы на бороде. Однако из Предания (иконы, плащиница) мы знаем, что борода по крайней мере Господом подстригалась до определенной длины. Слишком уж длинной она не была. Впрочем, на вид некторые ему давали “не больше 50”. Т. е. по виду ему могли дать и лет 45. Очевидно, что это благодаря бороде, которую Он носил и не брил.

В тоже время новобращенным христианам из язычников апостолы не запрещали брить бороду и не заповедавали ее отращивать (см. Собор Апостолов в Деяниях).

3) 96 правило 6 Вселенского собора. Часто цитируют по этому вопросу. Но при внимательном прочтении можно увидеть, что в нем прямо ничего об этом не говорится. Смотрим сначала Толкование: “Трулльский Собор в этом правиле обращает внимание на внешнюю жизнь христиан, и в виду того, что чрез крещение они стали последователями Христа и этим обещались, по плоти, уподобляться Ему”. Прервем цитату.

Действительно, христиане должны во всем подражать Христу, в том числе и внешне, по плоти. В этом смысле не брить бороду более благочестиво, чем брить ее. Хотя прямо о ношении бороды в этом правиле НИЧЕГО не сказано. Но, конечно, подразумевается.

Продолжим: “правило предписывает, под угрозой отлучения, чтобы все христиане избегали всякой суеты и внешних украшений и старались, чрез смиренную жизнь и примерное поведение, елико возможно, приблизиться к Богу”. Отлучением Правило грозит тем, кто “искусственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих”. Причем таких людей сначала “отечески врачуем приличною епитимиею, руководствуя их аки детей, и научая целомудренно жити, да, оставив прелесть и суету плоти, к негиблющей и блаженной жизни ум непрестанно направляют, и чистое со страхом пребывание имеют, и очищением жития, елико можно, к Богу приближаются”.

Желающие могут познакомиться с самим правилом:

«Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражати во плоти житию его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искусственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею, руководствуя их аки детей, и научая целомудренно жити, да, оставив прелесть и суету плоти, к негиблющей и блаженной жизни ум непрестанно направляют, и чистое со страхом пребывание имеют, и очищением жития, елико можно, к Богу приближаются, и внутренняго паче, нежели внешняго человека украшают добродетелями и благими и непорочными нравами: и да не носят в себе никакого останка порочности, происшедшия от сопротивника. Аще же кто вопреки сему правилу поступит: да будет отлучен».

Еще статьи:  Начала расти борода

4) Писаниями по крайней мере некоторых святых отцов запрещается бритье бороды (творения святого Епифания Кипрского, святого Кирила Александрийского, блаженного Феодорита, святого Исидора Пилусиота).

Святой Епифаний Кипрский пишет: “Что хуже и противнее этого? Бороду – образ мужа остригают, а волосы на голове отращивают. О бороде в постановлениях апостольских Слово Божие и учение предписывают, чтобы не портить её, то есть, не стричь волос на бороде” (Творен. его, часть 5, стр. 302. Изд. Москва, 1863 г .).

Напомню, что “Постановления апостольские” 6 Вселенским собором признаны документом, в который вкрались исправления еретиков.

По крайней мере некторые святые, н-р, преподобный отец Феодосий Печерский в “Слове о вере христианской и латинской”, обвиняли латинян между другими ересями и в том, что они “остризают браду”.

Преп. Максим Грек писал (Слово 137): “Аще же прокляти уклоняющиеся от заповедей Божиих яко не слышим во священном песнопении, той же клятве подлежат истребляющие бритвою брады своя”.

5) Жития святых. В городе Вильно (ныне Вильнюс) языческими воинами в 1347 году были замучены три православных христианина Антоний, Иоанн и Евстафий за отказ подвергнуться брадобритию. Мучевший их князь Ольгерд после многих истязаний предложил им лишь одно, чтобы они сбрили свои бороды и если они это сделают, то он отпустит их. Но мученики не согласились и были повешены на дубе. Церковь причислила виленских (или литовских) мучеников к лику святых Божиих угодников, считая, что они пострадали за Самого Христа и за веру Православную. Память их совершается 27 апреля н. с.

Почему монахи отращивают бороду

Батюшка,
очень прошу подсказать, если Вы знаете такие источники по Церковным канонам, в которых бы указывалось, о том, что мужчины должны отращивать бороду и волосы и не могли их состригать. И как быть, чтобы не отступить в этом малом вопросе, так как родители против длинной бороды и длинных волос.
Спаси Господи, за ответ.
Людмила

Ответ отца Олега Моленко:

Относительно отращивания волос для мужчин не священного сословия я ответил Димитрию (вопрос №660), что отращивать длинные волосы есть безчестие для мужчины.

В отношении бороды – для любого мужчины безчестие быть обритым.

Эта благочестивая традиция, которая имеет основания в Священном Писании, твердо хранилась и хранится Церковью Христовой. Мужской лик без бороды почитался женоподобным, что позволялось только не достигшим созревания юношам или не имеющим бороды природно. Сам.

Апостольское же постановление по запрещению зла брадобрийства заключает в себе следующее изречение: “Не должно также и на бороде портить волосы, и изменять образ человека во-преки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригодным для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога создавшаго тебя по об-разу своему” (Постановл. св. апостол. Изд. Казань, 1864 г., стр. 6).

Правило 96 6-го Вселенского Собора:

Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражати во плоти житию его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искусственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею, руководствуя их аки детей, и научая целомудренно жити, да, оставив прелесть и суету плоти, к.

Обязательно ли православным (мужчинам, разумеется)иметь бороду? Есть ли канонические постановления на этот счет?

Это скорее традиция, которую поколебал Петр 1-й
Бог создал так – пущай растет себе, но брить ее не грех

Значение бороды в религиозных представлениях русских XVI-XVIII в. в

В христианском искусстве очень рано утвердилось начало правдоподобия, то есть правило изображать священные лица не по догадкам, а по внешнему телесному подобию. Это приближение искусства к действительности, завещанной преданием, некоторым образом стремится к изображениям портретным. Только самым подробным воспроизведением цвета лица и волос на голове, отделкою бороды и бровей, даже выражением самого взгляда, можно было художнику достигнуть полного подобия. Отделка бороды и волос на голове особенно была сподручна византийским миниатюристам, от которых распространилась и утвердилась в древнерусской иконописи, которая.

Часто у людей возникает вопрос: почему православные священники носят бороды? Почему данной традиции не придерживаются, скажем, представители католического духовенства?

Традиция носить бороду менялась от века от веку. В первые века христианской Церкви священнослужителей, носящих бороду, было очень мало. Мы даже встречаем в книгах описание внешности святителя Василия Великого, где говорится, что на престол восходит очень странный, похожий на «всклокоченную собаку», «нестриженый» епископ.

Тем не менее, традиция носить бороду восходит к самому Христу. Есть предание, что Господь воспитывался в назорейской общине — ответвлении от иудейской религии. Назореи отличались тем, что не стригли волосы — ни бороды, ни головы. Этот образ был воспринят монашествующими в первые века христианства — в подражание Спасителю. Можно обратить внимание, что Иисус Христос всегда изображается на иконах с бородой и длинными волосами. (Имеется в виду изображение Его в 30-ти – 33-ех летнем.

Пять причин, почему русский мужчина должен носить бороду

Русские философы называли бороду фундаментальной добродетелью православного русского человека. О «мужьях брадолюбивых» слагали духовные стихи и оды, а бритву в допетровскую эпоху приравнивали к ножу, который использовался для операций по превращению мужчины в евнуха. Так почему же русский мужчина должен носить бороду?

Борода как русская традиция

С незапамятных времён среди мужчин на Руси было принято носить окладистые густые бороды. И все знают, что первым против этой традиции выступил Петр I, объявивший в 1698 году специальную пошлину, которой облагался каждый, кто носил бороду. Несколько позднее, в 1705 году, эта пошлина была разделена на четыре разряда. Каждый разряд соответствовал тому или иному сословию:

– 600 рублей в год платили царедворцы, чиновники различного уровня и городовые дворяне;
– 100 рублей в год отдавали в казну гости 1-й статьи;
– 60 рублей в год взималось с купцов.

1.Не знаю, откуда вы, Алексей, взяли это, но 96-е правило 6 Вселенского собора говорит о другом:

“Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искуственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею, руководствуя их, аки детей, и научая целомудренно жить, да оставив прелесть и суету плоти, к негиблющей и блаженной жизни ум непрестанно направляют, и чистое со страхом пребывание имеют, и очищением жития, елико можно, к Богу приближаются, и внутреннего более, нежели внешнего человека украшают добродетелями и благими и непорочными нравами; и да не носят в себе никакого останка порочности, произшедшей от сопротивника. Если же кто вопреки сему правилу поступит: да будет отлучен.”

Вероятно, про бороды это уже поздняя добавка. ;)) И даже если действительно применять все правила Вселенских соборов к современной.

Батюшка, благословите!
Расскажите, почему некоторые священники отпускают бороды, а другие подстригают или бреются? Это как-то регламентируется или просто дело вкуса?
И такой же вопрос по одежде священников. Знаю, что одни ходят в рясах, а другие носят обычную светскую одежду. С чем это связано?

Здравствуйте, Артемий. У Вас хорошие вопросы. Священнослужитель Православной Церкви является носителем образа Христа. Это должно выражаться в первую очередь в его духовной и обыденной жизни. Так происходит всегда, за редким исключением – они, как известно, подчёркивают правило. Мы все хотим видеть доброго, внимательного батюшку, радеющего о спасении каждого человека. Но образ Спасителя выражается и во внешнем виде священнослужителя – в его облике. Известно, что Иисус Христос имел на Своём лице усы и бороду. Так Господь и изображается на православных ( и не только) иконах. Для священника – это пример внешнего вида. Спаситель носил длинные одежды. Отсюда.

Длинные волосы у священнослужителей — это традиция. Скорее всего, она пришла с православного Востока под влиянием монашества. Во всем православном мире, в том числе и у восточных славян, ношение бороды и удлиненных волос у священников являлось нормой.
Исключение составляли земли западной части христианского мира. Римская традиция предписывала стричься и бриться. Это было обусловлено гигиеническими нормами той эпохи. Западноевропейская медицина тогда предписывала в целях личной гигиены для предотвращения болезней и появления вшей остригать волосы и брить бороду. Купаться в реке, как это делаем мы сейчас, считалось антисанитарией, так как многие ученые доказывали, что в водоемах обитают разные источники инфекций. На Востоке же, напротив, омовение, в том числе и с погружением в воду, считалось обязательной каждодневной нормой.

В Русской Православной Церкви традиция ношения длинных волос священнослужителями пришла на смену другому обычаю — выстригать волосы на темени, что.

Автор статьи: Игорь Трибукин

Здравствуйте! Я уже более 6 лет работаю в барбершопе. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю важную информацию. Перед применением описанного выше, всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 4.8 проголосовавших: 5
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here