Указ о бритье бород и усов

Игорь Трибукин предлагает статью на тему: "указ о бритье бород и усов" с профессиональным и доступным описанием.

Литературно-исторические заметки юного техника

29 августа 1698 года (320 лет назад) вышел указ Петра I «Бороду брить»

29 августа (19 августа по старому стилю) 1698 года вышел знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с нового года – с 1 сентября (11 сентября по новому стилю) ношение бород. Получается, что настоящим днём запрета бород следует считать 11 сентября, но, по приезде из своего заграничного путешествия, Пётр I, не дожидаясь нового года, собственноручно остриг бороды и обрезал полы длинной одежды у нескольких своих приближённых. Под горячую руку государю попались первый генералиссимус Шеин, кесарь Ромодановский и другие царедворцы.

При этом царь так объяснил свою решимость приобщить бородачей к цивилизации: «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов» (Русский архив, 1884. Т. 3, стр. 358).

Пётр даровал привилегию беспошлинного ношения бороды только московскому губернатору Тихону Стрешневу в силу хорошего к нему отношения, боярину Черкасскому из уважения к его преклонным годам и патриарху Адриану в силу его сана.

По случаю празднования нового года, 1 (11) сентября был дан званый обед у боярина Шеина, на котором присутствовал сам царь. За обедом, в соответствии с указом от 29 (19) августа бороды резал не сам Пётр, а царский шут.

Запрет на ношение бороды вызвал бурное недовольство во всех слоях общества. Были зафиксированы случаи массового неповиновения и даже самоубийств по этому поводу не только среди духовенства или старообрядцев, но и в светской среде. «Босое рыло» вступало в конфликт с культурными традициями и религиозными нормами: церковь считала бритьё бород грехом и не благословляла безбородых.

Брадобритие было официально запрещено правилами VI Вселенского Собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион) и святоотеческими писаниями (творения св. Епифания Кипрского, св. Кирила Александрийского, бл. Феодорита, св. Исидора Пилусиота. Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (Никона Черные Горы, сл. 37; Номоканон, пр.174). Святые отцы считали, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство внешним обликом, который Творец дал человеку, оттуда возникает желание «поправить» Бога. Не случайно на иконах без бород и в коротком платье изображались лишь слуги дьявола (бесы), противные Богу.

Первоначально пользы от запрета на бороды державе почти никакой не было: штрафы с бородатых должны были брать, но де-юре это пока не отрегулировали. В 1699 году для подтверждения уплаты пошлины ввели специальную квитанцию об оплате в виде медного жетона – бородовой знак. До наших времен сохранились три вида бородовых знаков: 1699, 1705 и 1725 года. Всех их объединяло изображение на лицевой стороне бороды и надпись над ней «ДЕНГИ ВЗѦТЫ». Экземпляр бородового знака 1699 года известен в единственном экземпляре, его можно найти в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

С годами знак претерпел несколько изменений – к нему добавился двуглавый орёл на обороте, появились разные варианты чеканки на знаке – отметки об оплате пошлины на следующий год, что помогало продлить срок службы знака ещё на год. Такие надчеканенные бородовые знаки стали использоваться в качестве платёжного средства, в связи с чем стали называться «бородовой копейкой».

Одной из причин, по которой был введён налог на бороду – дефицит государственного бюджета в преддверии Северной войны. Помимо бороды были обложены пошлиной и другие объекты повседневной жизни – бани, печные трубы, сапоги, дрова.

Новым указом 16 января 1705 года «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяков, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков» была установлена разрядная сетка налогов.

Существовало несколько тарифов: с царедворцев и с дворовых и с городовых и всяких чинов служилых и приказных людей по 60 рублей с человека; с гостей и гостиной сотни первыя статьи по 100 рублей с человека; средней и меньшей статьи, которые платят десятые деньги меньше 100 рублей, с торговых и посадских людей по 60 рублей, третья статья, с посадских же и с боярских людей и с ямщиков и с извозчиков и с церковных причётчиков, кроме попов и дьяконов, и всяких чинов с московских жителей по 30 рублей с человека в год. Кстати, 30 рублей в тот период составляли годовой оклад пешего воина, поэтому борода стала очень дорогим удовольствием.

Не платили пошлину только крестьяне, но каждый раз за въезд и выезд из города отдавали по 1 копейке «с бороды». Это способствовало тому, что образ русского мужика с бородой оставался неизменным на всем протяжении языческой и христианской России, вплоть до начала XX века.

С 1715 года была введена единая пошлина для всех сословий — налог на православных бородачей и раскольников в размере 50 рублей в год. При бороде полагался обязательный старомодный мундир. Каждый, кто увидел бородача не в указанной одежде, мог донести начальству и получить половину штрафа и одежду в придачу. Если бородач не был способен уплатить штраф, его высылали на каторгу отрабатывать требуемую сумму.

В послепетровскую эпоху бороды разрешили не сразу. Дочь Петра Елизавета подтвердила указы о брадобритии, что вызвало в обществе неоднозначную оценку. Так, в 1757году М. В.Ломоносов даже написал оду запрещенному атрибуту – «Гимн бороде», чем вызвал негодование царицы.

Эпоха тотального запрета на бороду ушла только в конце XVIII века. Екатерина II отменила пошлину 6 апреля 1772 года, но с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».

В XIX веке по-прежнему дворянству, чиновникам и студентам надлежало брить бороду. Лишь офицерам некоторых родов войск разрешалось отпускать усы. В царствование Николая I ношение бороды разрешалось только крестьянам и лицам свободных состояний, достигшим более или менее почтенного возраста. Борода и усы на лице молодого человека, не принадлежащего к духовенству, воспринимались как признак вольнодумства или вызов обществу. Вспомним знаменитого бунтаря М. В. Буташевича-Петрашевского, который, будучи чиновником МИДа, отрастил и бороду, и усы и длинные волосы, а также разгуливал по Петербургу в шляпе «о четырёх углах» или вовсе – в женском платье.

Между тем, чиновники всех гражданских ведомств вплоть до конца XIX века обязаны были гладко выбривать всё лицо. Только те из них, кто уже успел несколько повыситься на иерархической лестнице, могли позволить себе ношение коротких бакенбард около ушей, и то лишь при благосклонной снисходительности начальства.

Однако для офицерства и представителей податных сословий борода и усы являлись делом вкуса. Так, купца и крестьянина на улице всегда можно было узнать по окладистой бороде. Огромную окладистую бороду носил, как известно, герой Плевны и Шипки «белый генерал» М. Д.Скобелев.

После эпохи Петра I первым бородатым монархом стал славянофильствующий Александр III. В его царствование мода на бороду прочно закрепилась как при дворе, так и в военно-чиновничьей среде. С окладистыми бородами a la mujik теперь щеголяли не только военные, но и служащие министерств, статские чиновники государственных ведомств, учителя, врачи, студенты.

С воцарением Николая II бороды военных и чиновников заметно укоротились и обрели более аккуратные формы. Представители низких сословий (мещане и вчерашние крестьяне городские пролетарии) напротив, всё чаще делали добровольный выбор в сторону бритья. И это не удивительно: борода городского жителя, стремящегося отличаться от мужика-«деревенщины», требовала постоянного ухода. Кроме того, длинная борода представляла неудобство, а то и опасность для ремесленника или рабочего на производстве.

Последним царским указом, поставившим точку в истории бороды в России, стало распоряжение от 27 марта (9 апреля по новому стилю)1901 года, которое разрешило носить бороды, усы и бакенбарды даже юнкерам.

Еще статьи:  Стильная борода без усов

Интересно, что аналогичные налоги и запреты на бороды существовали в разное время и в Европе.

Похожие налоги были введены в Англии и Франции в XVI веке. Во Франции конца XVII века бородачей не пускали в залы заседаний судов, к обвиняемому, пока не сбреет бороду, не приглашали адвоката и т. д. Новый свет также не отличался либерализмом. Например, в американском штате Mассачусетс в 1830 году появление с небритой физиономией в публичном месте каралось тюремным заключением.

Сегодня налог на бороду потерял свою актуальность. Однако многие продолжают платить за возможность носить бороду. Достаточно распространенным явлением в наши дни является невозможность устроиться на высокооплачиваемую работу, имея бороду или длинные волосы. Эта «комиссия» за ношение бороды и стала своеобразным «налогом», только фискальную палочку государство передало бизнесу. Полная отмена «налога» на бороду возможна только со сменой парадигмы гладковыбритого успеха.

Указ Петра 1 о бритье бород и усов. 16 января 1705 г.

О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков

На Москве и во всех городах, царедворцам и дворовым и городовым и приказным всяких чинов служивым людям, и гостям и гостиной сотни и черных слобод посадским людям всем сказать; чтоб впредь с сего его великого государя указа, бороды и усы брили. А буде кто бород и усов брить не похотят, а похотят ходить с бородами и с усами, и с тех имать, с царедворцев и с дворовых и с городовых и всяких чинов служилых и приказных людей, по 60 рублей с человека; с гостей и с гостиной сотни первой статьи по 100 рублей с человека; средней и меньшей статьи, которые платят десятые деньги меньше 100 рублей, с торговых и посадских людей по 60 рублей, третья статья, с посадских же и с боярских людей и с ямщиков и с извозчиков и с церковных причетников, кроме попов и дьяконов, и всяких чинов с московских жителей по 30 рублей с человека на год. И давать им из приказа Земских дел знаки; а для тех знаков и для записки приходить им в приказ Земских дел без мотчания, а в городах в приказные избы, а те знаки носить им на себе; [C. 282] и в приказе Земских дел и в городах в приказных избах учинить тому записные и приходные книги; а с крестьян имать везде по воротам пошлину, по 2 деньги с бороды, по вся дни, как ни пойдут в город и за город, а без пошлин крестьян в воротах, в город и за город, отнюдь не пропускать. И о том для ведома по воротам с сего великого государя указу прибить письма, а в города к воеводам послать его великого государя грамоты, а к бурмистрам памяти, а в Разряд о посылке послушных грамот, а в ратушу к бурмистрам о посылке ж послушных указов послать памяти, с подкреплением: буде они воеводы и бурмистры, станут в том чинить кому поноровку и им воеводам за то быть в опале, а бурмистрам в наказаниях и в разорении без всякой пощады. А буде кто из царедворцев и из градских жителей и из приказных и из посадских людей похочет ходить с бородою, и ему б для взятья знака ехать к Москве и явиться в приказ Земских дел; а в сибирские и в поморские города знаки послать с Москвы. [C. 283]

Орфография текста изменена в соответствии с современными нормами, но для звучания речи XVIII века отдельные слова оставлены в характерном написании той эпохи. Пунктуация подлинника сохранена без изменений.

Зачем Петр I издавал указ о бритье бород своих бояр?

С самого начала своего правления Петр I взял курс на сближение с Западом. Наглядным образом это проявилось в заботах царя о том, чтобы русские люди и внешним обликом должны напоминать жителей Европы.

В августе 1698 года на следующий день после прибытия из-за границы 26-летний царь Петр Алексеевич в собрании бояр велел принести ножницы и собственноручно и публично лишил бороды нескольких бояр знатных родов. Бояре были шокированы выходкой царя, от их солидности и суровости не осталось и следа.

Однако новые порядки приживались с трудом. Царя осуждали, его новшество не принимали. Были и такие, кто, расставшись с бородой, кончал жизнь самоубийством.
По всей России роптали, ведь считалось, что бритье бороды-грех, а священники отказывали в благословении безбородому. В действиях Петра бояре усматривали покушение на сами устои русской жизни и упорствовали в бритье бород.
В связи с этим 5 сентября 1698 года Пётр I установил налог на бороды, дабы все же привить своим подданным моду, принятую в других европейских странах. Для контроля был введен и специальный металлический жетон – бородовой знак, представлявший своего рода квитанцию об уплате денег за ношение бороды.
А согласно указу 1705 года все мужское население страны за исключением священников, монахов и крестьян, было обязано брить бороды и усы. Налог за ношение бороды был увеличен в зависимости от сословной принадлежности имущественного положения человека.

Устанавливалось четыре разряда пошлины: с царедворцев, городовых дворян, чиновников по 600 рублей в год (огромные по тому времени деньги) ; с купцов – по 100 рублей в год; с посадских людей – по 60 рублей в год; со слуг, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно.
Крестьяне пошлиной не облагались, но каждый раз при въезде в город взималось по 1 копейке “с бороды”.

Лично сам Пётр даровал привилегию беспошлинного ношения бороды только двум людям в российском государстве – московскому губернатору Тихону Стрешневу в силу хорошего отношения со стороны царя и боярину Михаилу Черкасскому из уважения к его преклонным годам. .

Дочь Петра – Елизавета Петровна подтвердила указы о брадобритии.
Лишь Екатерина II в 1772 году отменила налог на бороду, но с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо “босым”.

Правление Петра I характеризуется созданием целой системы образовательных и научных учреждений, которое вместе с реформаторскими указами Петра I послужило резким толчком к подъему русской культуры, науки и литературы. Для создания собственной науки и передовых методов производства требовались специалисты. Для их обучения в России создавались школы, кроме того, многие боярские дети, а в некоторых случаях и дети купцов и мастеров направлялись за границу для получения там современного образования.
Значительно изменился и быт бояр. По возвращении в августе 1698 года из своего первого заграничного путешествия, Пётр I на первом же пиру ножницами обрезал нескольким поздравлявшим его боярам их длинные бороды, считавшиеся в ту эпоху достоинством мужчины. Русская православная церковь считала брадобритие смертельным грехом, так как человек создан по подобию бога и указывала на то, что все святые на иконах пишутся с бородами и только иностранцы, которых за их не православную веру она считала еретиками, бреют бороду.

Россия пошла по пути европеизации и видимым началом этого стало то, что русские люди должны были привести свою внешность в соответствие с западной модой.

Мужчинам было приказано бриться. Однако, видя ярое противостояние церкви и купечества, Петр I несколько изменил свой ранее изданный указ и разрешал вместо бритья платить в казну налог.
Указ Петра I “О бритии бород и усов всякого чина людям” от 16 января 1705 года. “А буде, кто усов и бород брить не похотят, а похотят бродить с бородами и усами, и с тех имать, с царедворцев и с дворовых, и с городовых, и всяких служилых, и приказных людей по 60 рублей с человека, с гостей и гостиной сотни первые статьи по сто рублей.. . И давать им приказа земских дел знаки, а те знаки носить при себе”.

Желавшие сохранить бороду купцы должны были платить по 100 рублей в год, дворяне – по 60 рублей, горожане – по 30 рублей. Тем, кто уплатил этот налог выдавался особый “бородовый знак”. Крестьянам разрешалось носить бороду, но у заставы при въезде и выезде из города, с них взималось по 1 копейке с бороды. Массовый выпуск медных бородовых знаков начался в России в 1705 году Московским монетным двором. На лицевой стороне помещались надпись: «Деньги взяты» и изображение усов и бороды. С 1715 года действовала единая пошлина – 50 рублей с человека в год. Каждый уплативший пошлину на бороду получал бородовой знак. Бородовые знаки использовались и как монеты. Только духовенство сохранило за собой право носить бороду и с них не взимался новый налог.
Налог на бороды был не единственным курьезным сбором, введенным при Петре I для пополнения российской казны. Были еще сборы с арбузов, огурцов, орехов, дубовых гробов, бань, печных труб, хомутов, шапок, сапог и пр. Отменила пошлину на ношение бороды Екатерина II в 1772 году.

Еще статьи:  Можно ли на загранпаспорт с бородой

САМЫЙ НЕЛЕПЫЙ И АБСУРДНЫЙ НАЛОГ ПРИ ПЕТРЕ I

Петр I всегда был неординарной личностью. Великий царь обожал власть во всех ее проявлениях, стирая любые грани допустимого.

Несмотря на всю свою жесткость и суровость, а также массу противоречий, эпоха правления Петра I отмечается резким подъемом, преобразовавший Россию. Надо отдать должное — старался царь больше для России, хотел и верил, что не забудет страна всех его достижений. А ведь именно при нем произошли изменения в календаре, появился флот, был построен Петербург, перенос столицы и многое-многое другое.

Не обошлось конечно и без причуд. И самая главная из них — налог на бороду. Его беспощадная борьба с «бородатой Русью» закончилась тем, что 5 сентября 1689 года русский царь ввел пошлину на ношение бороды. Напомню, что на тот момент царю было всего 26 лет и он только-только вернулся из очередного турне по Европе. Молодой, горячий, вспыльчивый царь тут же принялся собственноручно отрезать бороды боярам. Представляю ужас на лицах тех, кто попал под руку обезумевшему фанату гладко выбритого лица и шеи.

Спрашивается — не комплексовал ли 26 летний Петр, находясь постоянно в окружении уверенных в себе «бородатых» бояр. Быть может причиной его бесцеремонной выходки было то, что его редкая щетина не могла конкурировать с неотъемлемой старорусской традицией — всем мужикам носить бороды. Ведь на Руси именно борода придавала значимость в обществе, символ мужества и мужской силы.

Северные славяне, носили и чтили бороды с незапамятных времен, задолго до принятия христианства. На Руси считалось, что у каждого мужчины должна быть борода, т. к. она была признаком мужественности, мудрости и силы. Ей придавали очень большое внимание, оберегали ее, ухаживали за ней. Доходило до того, что если у человека была некрасивая оборванная борода, то его считали неполноценным человеком. Не было худшего оскорбления, чем плевок в бороду. А еще считалось весьма позорным – сбривать бороду. Знал ли это Петр, что своим неуважением к русской традиции — носить бороду, он одним махом и оскорбит и опозорит всех бородачей на Руси? — ответ вполне очевиден. Знал, предвидел и хотел сделать то, что его всегда смешило и раздражало.

«Введение налога на бороды представляют едва ли не как самое яркое свидетельство насильственной европеизации, проводимой царем».

Действительно, налог на бороды появился в России после возвращения царя из поездки в Европу. В августе 1689 года Петр I выпустил указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», согласно которому с Нового года (начинавшемуся в то время на Руси 1 сентября) запрещалось ношение бород.

«Стрижка длинных пол и бород при Петре I» Сергей Ефошкин

Введение этой меры было обставлено эффектно: 26-летний царь собрал бояр, потребовал принести ножницы, и тут же собственноручно отстриг бороды у представителей нескольких знатных родов, чем поверг их в шок.

КАК ОБСТОЯЛИ ДЕЛА С БОРОДОЙ ДО ПЕТРА I

Обычай носить бороды не имел у нас религиозного культа до X века. Бороду носили и чтили без участия церковного авторитета. Но с Х века Русь принимает Крещение. По примеру византийского духовенства, на Руси принимают апологию бороды, указывая на древних библейских пророков и Христа с апостолами. Т. е. получилось так, что Православная Церковь ещё более утвердила народную традицию ношения бороды и освятила этот обычай, вследствие чего борода делается символом одновременно и русской веры и русской национальности.

Как настоящая святыня, борода охранялась государством. Так, Ярослав Мудрый установил штраф за нанесение ущерба бороде. Древнерусские князья, желая оскорбить посла, приказывали брить ему бороду.

Еще Иван Грозный говаривал, что бритье бороды есть грех, который не смоет кровь всех великомучеников. Раньше священники на Руси отказывали в благословении безбородому. А патриарх Адриан сказал так:

«Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее».

Причиной случаев бритья бороды часто был содомский грех или просто блудная страсть, поэтому бриться было прямо запрещено. Порицание бритья бороды и усов вызывалось, помимо приверженности к старине, еще и тем, что бритье бород и усов ассоциировалось с пороком мужеложства, стремлением придать своему лицу женский облик.

В эпоху Смутного времени и в XVII веке бритьё бороды считалось западным обычаем и ассоциировалось с окатоличиванием. Например, Лжедмитрий I брился. Отсутствие у него бороды рассматривалось как измена православной вере и доказательство самозванства. Когда же во времена царя Фёдора Алексеевича среди русских бояр усилилась склонность к бритью, патриарх в ответ на это заявил: «Брадобритие есть не только безобразие и бесчестие, но грех смертный». Кстати, в средние века закрепилось поверье, что если встретишь безбородого мужчину, то он плут и обманщик.

ПЕТР I И ЕГО БОРОДАТАЯ РЕФОРМА

Мы уже выяснили, что сбривание бороды шло вразрез с традиционными православными представлениями о мужской красоте и образе, достойном человека, поэтому нововведение вызывало массовые неодобрения и протесты. Пётр I же устроил гонения несогласных и вплоть до смертной казни за неповиновение брить бороду. Нашим предкам приходилось сражаться не на жизнь, а насмерть. Были подняты восстания по всей Сибири, которые впоследствии были подавлены войсками. За восстания и неповиновение царю людей вешали, четвертовали, колесовали, сжигали на кocтpax и сажали на кол.

В итоге, видя такое сопротивление в народе, Пётр I в 1705 году заменил свой закон на другой «О бритии бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые его исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков», согласно которому с носящих бороду мужчин взималась особая пошлина, уплатившим её выдавалась специально отчеканенная бона — бородовой знак.

Бородовой знак 1705 года, Новодел, фото: rarecoins. ru

Только Екатерина II отменила плату с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».

В 1863 году Александр II отменил «бородовые» запреты.

ПОСЛЕПЕТРОВСКИЙ ПЕРИОД

Вопрос бороды с XVIII века постоянно являлся предметом государственных указов. Поставил точку в этом вопросе император Александр III, личным примером, как и его сын — Николай II, доказавший, что борода и усы — это дань русским традициям и обычаям.

Со времен Петра I, насадившего в России чуждые Православию обычаи, в России настолько укоренилось брадобритие, что сегодня ношение бороды вызывает непонимание и неодобрение. Зачастую человека, сохраняющего христианский образ, могут не принять на работу, требуя, чтобы он сперва побрился. Учитывая это печальное обстоятельство, духовные отцы наставляют христиан не следовать прихотям мира сего, но бояться прогневать Господа.

ЛЮБОПЫТНО, НО ФАКТ…

• Кстати, Петр Алексеевич не был первооткрывателем по части введения пошлины на бороду. Первым такую меру использовал английский король Генрих VIII в 1535 году, примеру которого последовала его дочь Елизавета I, обложившая пошлиной любую бороду, растущую на лице более двух недель.

• Последний царский указ на тему бород был издан уже в начале XX века, в 1901 году: император Николай II своей высочайшей волей разрешил ношение бород, усов и бакенбардов юнкерам.

• Отголоски петровских мер сохраняются и по сей день. Например, борода не полагается большинству военнослужащих. Разрешены, да и то далеко не всем, только усы.

• Кстати, в годы Великой Отечественной войны именно борода была заметным отличием между бойцами регулярной Красной Армии и партизанами. Этот характерный внешний признак воспел Леонид Утесов в своей знаменитой песне «Партизанская борода».

• Интересно бы заглянуть в глаза 26 летнему Петру I, если бы его приказа ослушался самый доблестный и бесстрашный бородач — богатырь и защитник земли русской Илья Муромец. Жаль только жили они в разное время…

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Налог налицо. Почему Петр Первый брал деньги за бороды?

5 сентября 1689 года русский царь ввел пошлину на ношение бороды.

Эпоха правления русского царя Петра Алексеевича, более известного, как Петр I или Петр Великий, была наполнена многими реформами, преобразовавшими Россию. Тут и коренное изменение в государственном аппарате, фактическая постановка церкви под жесткий контроль светской власти, изменения в календаре, создание флота, строительство Петербурга, перенос столицы и многое-многое другое.

Еще статьи:  Как лучше стричь бороду эскизы

Остриженные монархом

Однако едва ли не первое, о чем вспоминают, говоря о временах Петра – это о его беспощадной борьбе с бородами. Введение налога на бороды представляют едва ли не как самое яркое свидетельство насильственной европеизации, проводимой царем.

Действительно, налог на бороды появился в России после возвращения царя из поездки в Европу. В августе 1689 года Петр I выпустил указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», согласно которому с Нового года (начинавшемуся в то время на Руси 1 сентября) запрещалось ношение бород.

Введение этой меры было обставлено эффектно: 26-летний царь собрал бояр, потребовал принести ножницы, и тут же собственноручно отстриг бороды у представителей нескольких знатных родов, чем поверг их в шок.

Далее процедура стала набирать обороты: на званом обеде у боярина Шеина, устроенном в честь Нового года, честь стричь бороды была представлена царскому шуту.

Можно усомниться, что новые порядки были таким уж откровением для приближенных Петра Алексеевича: зная о его замыслах по европеизации страны, они успели к происходящему морально подготовиться.

А вот для простого люда насильственное лишение бород действительно стало неожиданностью. Впрочем, для любителей подобного украшения лица была оставлена лазейка – 5 сентября 1689 года был издан указ, который предписывал брить бороды и усы людям любого чина, кроме попов и дьяконов, а с тех, кто этого делать не пожелает, брать пошлину.

Борода как источник финансов

Недовольство в обществе было сильным. Для старообрядцев нововведение и вовсе стало подтверждением «дьявольской сущности новой власти». Кое-где доходило до прямого сопротивления властям, которое, впрочем, безжалостно подавлялось.

Наиболее психически неустойчивые мужчины, лишенные бороды, совершали самоубийство.

Глухое сопротивление церкви нововведениям выражалось в том, что безбородых попросту не благословляли в церкви, что в набожной допетровской России было настоящей катастрофой.

Тем не менее, энергичный царь успешно гнул свою линию. Объяснялось это тем, что за введением пошлины на бороды стоял и финансовый интерес государства.

Количество обеспеченных граждан, желавших сохранить бороду, было достаточно велико для того, чтобы приток средств казну был ощутимым. А деньги Петру I были очень нужны: ведение войн и строительство флота обходились чрезвычайно дорого.

Поэтому, помимо налога на бороды, пошлиной обложили печи, сапоги, дрова, бани и многое другое.

По рецепту Генриха VIII

Кстати, Петр Алексеевич не был первооткрывателем по части введения пошлины на бороду. Первым такую меру использовал английский король Генрих VIII в 1535 году, примеру которого последовала его дочь Елизавета I, обложившая пошлиной любую бороду, растущую на лице более двух недель.

Петр I оказался в своих действиях более последователен – постепенно новые нормы охватили всех подданных. В 1699 году был введен специальный бородовой знак, который выдавался тому, кто расплатился с государством за ношение растительности на лице.

Сам царь освободил от выплаты пошлины только двух человек – московского губернатора Тихона Стрешнева, пользовавшегося личным расположением Петра, и пребывавшего в преклонном возрасте боярина Михаила Черкасского.

В январе 1705 года пошлина на бороды была систематизирована по разрядам в зависимости от сословия: царедворцы, городовые дворяне и чиновники должны были ежегодно платить астрономическую для того времени сумму в 600 рублей, купцы – 100 рублей, посадские люди – 60 рублей, слуги, ямщики, и прочие городские чины – 30 рублей. Крестьянам было чуть проще – ежегодной пошлины с них не брали, однако каждый визит в город обходился им по цене 1 копейка с бороды.

В 1715 году была введена единая пошлина в 50 рублей. К этому времени, помимо крестьян и духовенства, бороде оставались верны только очень набожные и обеспеченные люди, а также раскольники. Им предписывалось вместе с бородой носить старомодное платье, в котором в обществе они выглядели откровенно вычурно. Те же, кто нарушал это правило, могли ожидать скорых санкций – ведь по царскому указу тому, кто донесет на нарушителя с бородой, полагалась половина от суммы штрафа. Отсутствие средств у бородача оправданием не считалось – его ждала каторга, где надлежало трудиться до полной уплаты штрафа.

Послаблений бороде сделано не было и после смерти Петра – следующие правители, включая его дочь Елизавету Петровну, подтвердили «антибородное» законодательство.

В обществе пошлина на бороды у передовой интеллигенции вызывала примерно такое же раздражение, какое у современных либералов вызывают документы, ограничивающие гей-пропаганду. В 1757 году немного подразнил власти сам Михаил Васильевич Ломоносов, создавший «Гимн бороде». Царственная особа недовольно погрозила гению пальчиком, на чем история и закончилась.

Лишь Екатерина Великая в 1772 году отменила пошлину на бороды, просуществовавшую семь десятилетий. Впрочем, к этому моменту результат был достигнут – поголовное ношение бород у русских мужчин ушло в прошлое. Борода окончательно превратилась в атрибут священничества и отсталого крестьянства.

При этом, несмотря на отмену пошлины, в эпоху Екатерины II ходить с бородой могли далеко не все. Это, например, не разрешалось государственным чиновникам, военным и придворным.

В эпоху Николая I не могли себе позволить бороду чиновники, военные и студенты. Вообще неписанные правила николаевской эпохи давали право на бороду людям в почтенном возрасте, а бороды у молодежи, мягко говоря, не поощрялись. Появилось, правда, некое послабление у военных – офицером некоторых родов войск разрешались усы и бакенбарды.

Последний царский указ на тему бород был издан уже в начале XX века, в 1901 году: император Николай II своей высочайшей волей разрешил ношение бород, усов и бакенбардов юнкерам.

Отголоски петровских мер сохраняются и по сей день. Например, борода не полагается большинству военнослужащих. Разрешены, да и то далеко не всем, только усы.

Кстати, в годы Великой Отечественной войны именно борода была заметным отличием между бойцами регулярной Красной Армии и партизанами. Этот характерный внешний признак воспел Леонид Утесов в своей знаменитой песне «Партизанская борода».

Статья по теме: Как стричь бороду →

Почему Пётр I носил усы, несмотря на указ о бритье бород и усов?

В указе про пошлину на бороды ничего не говорилось про усы. Поскольку европейцы благополучно усы носили, а Петр все хотел по-европейски. Так что царь не нарушал собсвенного указа.

Петр не запрещал категорически ношение бород, а ввел на него пошлину. Платил ли ее государь — это другой вопрос. Кроме того, целью указа было привести лица российских чиновников к “европейскому” виду и, предполагаю, что аккуратные усы вполне допускались к ношению.

Петр не запрещал категорически ношение бород, а ввел на него пошлину. Платил ли ее государь — это другой вопрос. Кроме того, целью указа было привести лица российских чиновников к “европейскому” виду и, предполагаю, что аккуратные усы вполне допускались к ношению.

“,”with_cut”:false,”clearText”:”Петр не запрещал категорически ношение бород, а ввел на негоnпошлину. Платил ли ее государь — это другой вопрос. Кромеnтого, целью указа было привести лица российских чиновников кn”европейскому” виду и, предполагаю, что аккуратные усыnвполне допускались к ношению.”,”i”:1,”comments”:[]>,

Без усов его никто бы не узнал. Это как Батьке усы сбрить. Зачем рушить образ в головах людей (ещё на монетах, портретах и пр.). А возможно, когда Петра подменили, двойник просто не знал про указ. Но это не точно

Без усов его никто бы не узнал. Это как Батьке усы сбрить. Зачем рушить образ в головах людей (ещё на монетах, портретах и пр.). А возможно, когда Петра подменили, двойник просто не знал про указ. Но это не точно

“,”with_cut”:false,”clearText”:”Без усов его никто бы не узнал. Это как Батьке усы сбрить.nЗачем рушить образ в головах людей (ещё на монетах,nпортретах и пр.). А возможно, когда Петра подменили,nдвойник просто не знал про указ. Но это не точно”,”i”:2,”comments”:[

Но это вообще не так.

Но это вообще не так.

В указе про пошлину на бороды ничего не говорилось про усы. Поскольку европейцы благополучно усы носили, а Петр все хотел по-европейски. Так что царь не нарушал собсвенного указа.

В указе про пошлину на бороды ничего не говорилось про усы. Поскольку европейцы благополучно усы носили, а Петр все хотел по-европейски. Так что царь не нарушал собсвенного указа.

“,”with_cut”:false,”clearText”:”В указе про пошлину на бороды ничего не говорилось про усы.nПоскольку европейцы благополучно усы носили, а Петр всеnхотел по-европейски. Так что царь не нарушал собсвенногоnуказа.”>,”followed”:false,”liked”:false,”totalVotes”:2,”editorsChoice”:false,”editorialFlags”:,”absoluteUrl”:”https://thequestion. ru/questions/200963/pochemu-pyotr-i-nosil-usy-nesmotrya-na-ukaz-o-brite-borod-i-usov”,”cardUrl”:”https://static. thequestion. ru/cards/question/200963/b718a42eb16ad74d1b538dd9150e3b1438a58bac? t=1483479002″,”facebookImageUrl”:”https://static. thequestion. ru/cards/question/200963/b718a42eb16ad74d1b538dd9150e3b1438a58bac? t=1483479002″,”words”:”абсурд история мода стиль наука”,”topicsIds”:”881,15,57,404,59″,”data”:,”banners”:,”aviasalesBanner”:false,”aviasalesPixel”:false,”foxfordPixel”:false,”stroitelPixel”:false,”standart”:false,”slug”:”pochemu-pyotr-i-nosil-usy-nesmotrya-na-ukaz-o-brite-borod-i-usov”,”url”:”/questions/200963/pochemu-pyotr-i-nosil-usy-nesmotrya-na-ukaz-o-brite-borod-i-usov”,”isSex”:false,”is_complaint”:false,”utmLinks”:[],”canonical”:”https://thequestion. ru/questions/200963/pochemu-pyotr-i-nosil-usy-nesmotrya-na-ukaz-o-brite-borod-i-usov”,”lastUpdatedAt”:”2017-01-03T22:45:42Z”>,”expComAn”:0>”>

Еще статьи:  Плохо растет борода в 30 лет что делать

В указе про пошлину на бороды ничего не говорилось про усы. Поскольку европейцы благополучно усы носили, а Петр все хотел по-европейски. Так что царь не нарушал собсвенного указа.

Почему Пётр I носил усы, несмотря на указ о бритье бород и усов?

В указе про пошлину на бороды ничего не говорилось про усы. Поскольку европейцы благополучно усы носили, а Петр все хотел по-европейски. Так что царь не нарушал собсвенного указа.

Петр не запрещал категорически ношение бород, а ввел на него пошлину. Платил ли ее государь — это другой вопрос. Кроме того, целью указа было привести лица российских чиновников к “европейскому” виду и, предполагаю, что аккуратные усы вполне допускались к ношению.

Петр не запрещал категорически ношение бород, а ввел на него пошлину. Платил ли ее государь — это другой вопрос. Кроме того, целью указа было привести лица российских чиновников к “европейскому” виду и, предполагаю, что аккуратные усы вполне допускались к ношению.

“,”with_cut”:false,”clearText”:”Петр не запрещал категорически ношение бород, а ввел на негоnпошлину. Платил ли ее государь — это другой вопрос. Кромеnтого, целью указа было привести лица российских чиновников кn”европейскому” виду и, предполагаю, что аккуратные усыnвполне допускались к ношению.”,”i”:1,”comments”:[]>,

Без усов его никто бы не узнал. Это как Батьке усы сбрить. Зачем рушить образ в головах людей (ещё на монетах, портретах и пр.). А возможно, когда Петра подменили, двойник просто не знал про указ. Но это не точно

Без усов его никто бы не узнал. Это как Батьке усы сбрить. Зачем рушить образ в головах людей (ещё на монетах, портретах и пр.). А возможно, когда Петра подменили, двойник просто не знал про указ. Но это не точно

“,”with_cut”:false,”clearText”:”Без усов его никто бы не узнал. Это как Батьке усы сбрить.nЗачем рушить образ в головах людей (ещё на монетах,nпортретах и пр.). А возможно, когда Петра подменили,nдвойник просто не знал про указ. Но это не точно”,”i”:2,”comments”:[

Но это вообще не так.

Но это вообще не так.

В указе про пошлину на бороды ничего не говорилось про усы. Поскольку европейцы благополучно усы носили, а Петр все хотел по-европейски. Так что царь не нарушал собсвенного указа.

В указе про пошлину на бороды ничего не говорилось про усы. Поскольку европейцы благополучно усы носили, а Петр все хотел по-европейски. Так что царь не нарушал собсвенного указа.

“,”with_cut”:false,”clearText”:”В указе про пошлину на бороды ничего не говорилось про усы.nПоскольку европейцы благополучно усы носили, а Петр всеnхотел по-европейски. Так что царь не нарушал собсвенногоnуказа.”>,”followed”:false,”liked”:false,”totalVotes”:2,”editorsChoice”:false,”editorialFlags”:,”absoluteUrl”:”https://thequestion. ru/questions/200963/pochemu-pyotr-i-nosil-usy-nesmotrya-na-ukaz-o-brite-borod-i-usov”,”cardUrl”:”https://static. thequestion. ru/cards/question/200963/b718a42eb16ad74d1b538dd9150e3b1438a58bac? t=1483479002″,”facebookImageUrl”:”https://static. thequestion. ru/cards/question/200963/b718a42eb16ad74d1b538dd9150e3b1438a58bac? t=1483479002″,”words”:”абсурд история мода стиль наука”,”topicsIds”:”881,15,57,404,59″,”data”:,”banners”:,”aviasalesBanner”:false,”aviasalesPixel”:false,”foxfordPixel”:false,”stroitelPixel”:false,”standart”:false,”slug”:”pochemu-pyotr-i-nosil-usy-nesmotrya-na-ukaz-o-brite-borod-i-usov”,”url”:”/questions/200963/pochemu-pyotr-i-nosil-usy-nesmotrya-na-ukaz-o-brite-borod-i-usov”,”isSex”:false,”is_complaint”:false,”utmLinks”:[],”canonical”:”https://thequestion. ru/questions/200963/pochemu-pyotr-i-nosil-usy-nesmotrya-na-ukaz-o-brite-borod-i-usov”,”lastUpdatedAt”:”2017-01-03T22:45:42Z”>,”expComAn”:0>”>

В указе про пошлину на бороды ничего не говорилось про усы. Поскольку европейцы благополучно усы носили, а Петр все хотел по-европейски. Так что царь не нарушал собсвенного указа.

Указ о бритье бород и усов

Россия, великая и прекрасная страна. Сколько бед и страданий ты перенесла на себе. Сколько всего вынес великий Русский народ. Однако среди всех тех мучений, перенесённых нашими предками, хотелось бы почтить память тех, кто пострадал 5 сентября 1698 года.

Сегодня до начала Рождества нужно вспомнить о всех тех, по кому прошлась бритва несправедливости, снесшая по приказу Петра 1 бороды с достойнейших представителей русского купечества, дворянства и просто простолюдинов. Для того что бы понять весь ужас данного злодеяния нам надо отправиться в прошлое, дабы выяснить; чем же вызвана такая безвозмездная любовь русских мужчин к их волосяному покрову в нижней части лица.

Вообще традиция носить бороды появилась в греческой православной еще в 5 веке. Это связано с тем, что некоторые главы святого писания указывали на необходимость мужчинам носить бороды. Ведь борода — это символ мужества и завет Божий. Об обязанности ношения бороды так же писали многие небезизвестные православные святители и писатели.

Как не комично это прозвучит, но во время Раскола Христианской церкви брадобритие было одним из обвинений выдвинутым православными греками латинским католикам: «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (Лев.19, 27), как и совсем не хотят признать, что (лишь) женам благопристойно этот (вид) при творении устроил Бог, мужам же судил быть несообразным (сему виду).

Католическим же священнослужителям было предписано не иметь свободно растущей бороды: Clericus nec comam nutriat nec barbam.

Это событие показывает всю важность бороды для истории развития Руси. Возможно именно волосяной покров спас Россию от инквизиции! Не произойди великого раскола, власть над церковью так бы и оставалась в Риме, что вряд ли можно считать большой удачей. Ведь все же, не смотря на все недостатки РПЦ, они не занимались тем беспределом, учинённым католиками. Более того благодаря расколу, Москва стала считаться 3 Римом, центром 2 по крупности христианского течения. Так что разумно предположить, что Русские должны признать величие волосяного покрова. Это кстати объясняет, почему европейцы гладко выбриты как попки младенцев, а в России любят ходить бородатыми.

В конце пятого века во время принятия доктрины о бороде произошло еще одно событие. Бывшие последователи перуна и ярила приняли православие во время небезызвестного события – Крещения Руси. Это означало что во главе духовной жизни Русичей вместо волхвов и шаманов встали греческие митрополиты, назначенные Константинопольским патриархом. Как результат среди новообращённых установился тот же правило – обязательное брадоношение. Ношение бороды в Киевской Руси было закреплено законодательно, и являлось правом и обязанностью любого гражданина мужского пола.

Из Русской правды, (что не имеет никакого отношение к газете Правда, а является тогдашним сборником правовых норм) нам известно и о существовании наказания за некоторые нарушения, связанные с бородой и усами. За «поторгание» бороды и усов, что равнозначно причинению ущерба, был введен особо высокий штраф – 12 рублей. По тем меркам это лишь в три раза меньше компенсации, выплачиваемой за убийство. Если переводить на нынешние мерки, за порчу чужой бороды человек выплачивал более 300 000 рублей. Можно бы было провернуть много мошеннических махинаций, будь такой закон в конституции РФ.

Правила о брадоношение были закреплены в Кормчих книгах, Номоканон – сборник правил, которые должен был исполнять каждый православный. В конце концов Стоглавый Собор Русской поместной церкви в 1551 году постановил полный запрет на брадобритие. Это вошло в Большой Потребник. Даже знаменитая реформа церкви никак не сказалась на данном запрете.

Культ бороды достиг своего апогея в 1661 году, когда была выпущена Кормчия повторяющая данный запрет. Патриарх всея Руси Адриан в своих проповедей сравнивал безбородых с кошками и собаками и говорил, что они женоподобны. Более того, брадобритие считалось в православной Руси признаком педерастии и мужеложества. Так что знайте бритолиции какого о вас мнения были бы ваши предки, находись они здесь и сейчас.

Борода. Церковь. Царь. Отечество. Когда-то эти элементы жили в мире, но все изменилось, когда император Петр начал всех брить. Вначале обязательное бритье бороды, введенное Петром 1 в 1699 году, распространилось только на гостей царских пиров. А затем оно коснулось и всего боярства. Бритье шло в разрез с традиционным православным представлением об образе благочестивого христианина, достойном человеке, мужской красоты и гетеросексуального поведения. Даже самый толерантный человек на вряд ли был бы рад, если бы государство ввело обязательное ношение мини-юбки и стриг для мужчин (хотя кто знает…). Это вызвало массу протестов в обществе, но Петр был не преклонен.

16 января 1705 года вышел указ, дозволяющий носить бороды только священникам и диаконам без платы. Остальные же должны были платить специальный налог на бороду, а уплатившим выдавать специально отчеканенную бону – бордовой знак. С разной категории лиц взымались разные налоги за бородатость:

С царедворцев, городовых дворян, чиновников по 60 рублей в год

с гостей 1-й статьи по 100 рублей в год

с купцов средней и мелкой статьи, а также с посадских людей по 60 рублей в год

со слуг, ямщиков и извозчиков, с церковных причетников и всяких чинов московских жителей — по 30 рублей ежегодно

с крестьян получать пошлину при въезде и выезде из города по 2 деньги с бороды.

Однако обезьяне подражание иноземной культуре не знало границ. Царь желал обрить всех жителей городов и указ о разрешении носить бороды существовал не долго. Бешеная печатная машинка (аналог принтера) печатала указ за указом. 17 декабря 1713 года вышел запрет на ношение бороды, русской одежды и сапог. Запрещалась так же продажа национальных предметов обуви и одеяний. Сапоги и кофты немецкого образца заполонили Россию. Все было более чем серьезно, отступников могли побить кнутом и даже сослать на каторгу.

Еще статьи:  Косметические средства для бороды

Исключение для ношения бороды и национальной одежды было сделано только старообрядцев. Указ Петра от 17 декабря 1713 года налагал на них дополнительный налог в размере 50 рублей в год. Взамен они могли носить бороду, зипун со стоячим клееным козырем (воротником), ферези и однорядку с лежачим ожерельем. Воротник обязательно должен был быть красного цвета и из красного сукна. Само же платье не должно было быть красного цвета. За несоблюдение данных установок на них накладывались санкции – 50 рублей.

Дабы проконтролировать исправную уплату налога, 13 ноября 1724 года Петр по просьбе архиепископа Нижегородского Питирима издал указ, обязующий старообрядцев носить старые добрые медные знаки. Они выдавались раз в год за уплату налога и их надо было нашивать на одежду. Так же закон обязал женщин старообрядкам носить специальные платья – опашни и шапку с рогами.

В этом есть что-то символическое, что те, кто боролись за сохранения традиционного православия, получили возможность носить традиционные одеяния. Остальные же были и дальше вынуждены копировать чужую культуру.

Конечно же так же проводилась усиленная пропаганда, ведь там, где кнут есть и пряник. Политика нет бороды проводилась весь 18 век. Христианские сочинения в которых упоминалась злосчастная борода, не печатались. Даже Кормчая со сводом церковных правил не издавалась аж до 1778 года. Когда же она была перепечатана, то 47 глава с бородой была убрана.

Да здравствует Екатерина 2. Ура.

Однако все же спустя 74 года после указа Петра о бороде, мучения многострадального народа подошли к концу. 6 апреля 1772 года Екатерина 2 наконец отменила пошлину на ношение бороды. Конечно политика лысого подбородка все еще проводилась в государстве, и славянофилы, продвигающие концепцию Уварова 1833 года об «официальной народности», вызывали неодобрение престола. Однако это безусловно стало важным стартом по возвращению к бороде и в конце концов даже императоры Александр 3 и Николай 2 перешли на старые рельсы, обзаведясь чудными бородками.

С тех самых пор 6 апреля принято считать в России днем бородача. А 6 апреля 2013 года в Москве был проведен первый российский чемпионат бород и усов. Конечно же нравы изменились и носить бороду в современной России не обязательно. Однако 6 апреля необходимо почтить память о предках, сражавшихся с дискриминацией, отрастив чудную бороду. Всем на зависть.

Петр I установил налог на бороды, чтобы привить своим подданным моду, принятую в других европейских странах

С самого начала своего правления Петр I взял курс на сближение с Западом. Наглядным образом это проявилось в заботах царя о том, чтобы русские люди и внешним обликом должны напоминать жителей Европы. Начало преображению русского человека в европейца положило возвращение Петра I в Москву из первого путешествия по Европе.

В августе 1698 года на следующий день после прибытия из-за границы 26-летний царь Петр Алексеевич в собрании бояр велел принести ножницы и собственноручно и публично лишил бороды нескольких бояр знатных родов. Бояре были шокированы выходкой царя, от их солидности и суровости не осталось и следа. Позже Петр неоднократно проделывал подобную операцию.

Однако новые порядки приживались с трудом. Царя осуждали, его новшество не принимали; были и такие, кто, расставшись с бородой, кончал жизнь самоубийством. По всей России роптали, ведь считалось, что бритье бороды – грех, а священники отказывали в благословении безбородому. В действиях Петра бояре усматривали покушение на сами устои русской жизни и упорствовали в бритье бород.

В связи с этим 5 сентября 1698 года Пётр I установил налог на бороды, дабы все же привить своим подданным моду, принятую в других европейских странах. Для контроля был введен и специальный металлический жетон – бородовой знак, представлявший своего рода квитанцию об уплате денег за ношение бороды. Уже к концу этого же года требование брить бороду было распространено на основные группы городского населения; была определена и штрафная сумма за неисполнение распоряжения.

А согласно указу 1705 года все мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян, было обязано брить бороды и усы. Налог за ношение бороды был увеличен в зависимости от сословной принадлежности имущественного положения человека.

Устанавливалось четыре разряда пошлины: с царедворцев, городовых дворян, чиновников по 600 рублей в год (огромные по тому времени деньги); с купцов – по 100 рублей в год; с посадских людей – по 60 рублей в год; со слуг, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно. Крестьяне пошлиной не облагались, но каждый раз при въезде в город взималось по 1 копейке «с бороды». Отменена пошлина была лишь в 1772 году.

Указ о бритье бород и усов

Указ о бритье бород и усов. 16 января 1705 г. О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков.

Слайд 19 из презентации «Культура эпохи Петра» к урокам истории на тему «Русская культура 18 века»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке истории, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Культура эпохи Петра. ppt» можно в zip-архиве размером 9994 КБ.

Русская культура 18 века

«Преобразования Петра 1» – Реформа государственного управления (суть): И. Н. Никитин. Выполнил: Рязанов Кирилл Ученик 10Б класса МОУ СОШ № 9. Новый закон разделил «государеву» службу на гражданскую, военную и придворную. России к Черному морю. Преобразования петровской армии. Военная реформа (суть): И таким государственным деятелем стал царь Петр I.

«Эпоха Петра 1» – Нарва 1700 г (поражение). Внешняя политика Петра I : Сражение у о. Гренгам Июль 1720 г. 1. Какая из названных реформ не является реформой, проведенной Петром I? Судебная реформа. Уезды с воеводами. Искусство. Гражданский шрифт. Северная война 1700-1721 гг. «Ассамблеи». Денежная реформа. Поместье = вотчина Введение новых культур.

«Реформы Петра Первого» – В 1699 была также осуществлена реформа календаря. Ключевский В. Русская история. Начало самостоятельного правления. В 1701 году в Москве была открыта Навигатская школа. Царевич учился охотно и бойко. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр. Новые органы власти — исполнительные, финансовые, судебные и контрольные — создавались и на местах.

«Пётр I» – Денежные купюры с изображением Петра. Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. I – с 1965 по 1715 годы II – с 1715 по 1725 годы. Не так ли ты над самой бездной На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы? Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны.

«Пётр Первый» – Царь провел множество реформ в России. Пётр родился в 1672 году в Кремле. В Голландии царь лично изучал искусство кораблестроения и прошёл курс обучения в качестве корабельного плотника. При строительстве флота Пётр опирался на иностранных специалистов. Пётр I Вели? кий — царь России и первый император , до сих пор считается одним из самых выдающихся политиков нашей страны.

«Россия при Петре Первом» – Эпоха коренного перелома Авторы – учащиеся 10 В класса Исследовательская группа «Летописцы». Угроза. Причины реформ : 27 июня 1709 г. – Полтавская битва. Азовское и Черное моря. 1700 – 1725 гг. – Северная война. Усиление светских начал в культуре. годы жизни Петра Первого. посольство в Западную. 1695 – 1696 гг.-Азовские походы.

Всего в теме «Русская культура 18 века» 24 презентации

Автор статьи: Игорь Трибукин

Здравствуйте! Я уже более 6 лет работаю в барбершопе. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю важную информацию. Перед применением описанного выше, всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 4.8 проголосовавших: 5
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here